Иезекииль. Главы 20, 21
Прослеживается грех и идолопоклонство народа; суд Бога
Глава 20 начинает новое пророчество, которое, имея свои подразделы, продолжается до конца главы 23. Надо заметить, что общие деления сделаны по годам. Глава 20 является важной. В предыдущих главах говорилось о грехе Иерусалима. Здесь Дух прослеживает грех и особенно идолопоклонство Израиля (то есть этого народа, рассматриваемого именно как народ) со времен их пребывания в Египте. Уже тогда идолопоклонство возникло среди них. Ибо ради собственного имени Бог вывел их оттуда и дал им свои уставы и свои субботы — последнее также в знамение завета между Богом и народом. Но Израиль возмутился против Бога в пустыне, и тогда Он думал даже истребить их. Однако Он пощадил их, предупредив в то же время их детей, которые тем не менее пошли путями отцов. Однако ради своего имени Бог отклонил свою руку из-за язычников, на глазах которых Он вывел народ из Египта. Но в пустыне Он предупредил их, что Он рассеет их среди народов (Лев. 26, Втор. 32); и, так как они осквернили субботы Сущего и пошли вслед идолов своих отцов, они осквернятся своими собственными дарами и будут рабами идолов, которых любили, чтобы быть опустошенными рукою Сущего. Ибо, будучи введенными в землю обетованную, они оставили Сущего ради своих высот. Он более не будет отвечать им, а будет править ими с яростью и с распростертой рукой. Он уже в пустыне высказал народу угрозу рассеять их среди язычников, и, с тех пор как Он привел их в землю Ханаана ради славы своего великого имени, Израиль лишь бесчестил Его. Итак, Он совершает суд, которым угрожал им. Израиль, всегда склонный покинуть Сущего, захочет воспользоваться этим, чтобы стать подобным язычникам, но Бог не позволит ему этого и вмешается в конце [20,32]. Он хранит народ отделенный, говорит пророк, помимо их воли Он выведет их из среды народов и приведет в пустыню, как тогда, когда Он вывел их из Египта. И там Он отсечет мятежных, пощадив остаток, который один войдет в землю обетованную. Ибо именно там Сущему будет поклоняться Его народ, когда Он соберет их из всех стран, где они были рассеяны, и сам Он будет освящен в Израиле посреди язычников. Израиль узнает, что Он — Сущий, когда Он совершит все согласно своим обетованиям. Народ возненавидит себя и поймет, что Сущий поступал ради славы своего имени, а не по их злым путям [20,43.44].
Это является общим судом народа и фактически десяти колен, отдельных от Иуды. Эти десять колен как целое не были виновны в отвержении благословенного Господа. Они были давно рассеяны из-за мятежа против Сущего. Они будут возвращены, но пройдут, как стадо, под жезлом завета, мятежные будут истреблены, и только пощаженный остаток войдет в страну. Они, следовательно, не попадут ни в особую скорбь последней половины седьмины, ни под власть Антихриста. Бог поступит с ними согласно своему управлению в отношении этой нации. Иуда, несомненно, имеет свою часть в благословении стиха 40, но Бог хочет показать, что речь идет не просто об Иуде, или иудеях, как мы говорим. Израиль в стране, весь народ, будет наслаждаться благословениями, когда-то обещанными. Это, однако, раскрывает некоторые важные принципы. Хотя упоминаются первоначальные обетования и они существуют для полного благословения, однако Сущий в первую очередь занимается египетской землей. Следующее — накопление греха. Щадящая милость Господа, когда она привела лишь к тому, что они еще больше пренебрегали Его добротой, таким образом только усугубила и накопила зло, как говорит Господь: «от Авеля до Захарии». Таким образом, народ судим за свое поведение со времени его выхода из Египта, а их идолопоклоннический дух был проявлен даже в самом Египте (ср. Ам. 5,25.26; Деян. 7,42.43). Сущий воистину пощадил народ ради славы своего имени, но грех всегда оставался перед Ним. Израиль, рассматриваемый как целое, как один народ, рассеян, а затем заново помещен под жезл завета, и Бог выделяет остаток и действует для несомненного осуществления в своей суверенной благодати того, что неспособен был сделать народ, рассматриваемый помещенным под свою ответственность. Израиль как целое, как народ, отличается от Иудеи, которая пребывает в особом положении. В отношении народа как такового мятежные из Израиля отсечены вне страны и не входят в нее. В стране две третьих отсечены в конце (Зах. 13,8.9). Но в этом последнем случае это — иудеи, виновные в отвержении и смерти Иисуса. Здесь речь идет о путях Бога в отношении народа, виновного со времен Египта, там [в Зах. 13] рассматривается наказание врагов и убийц Христа. В обоих случаях остатку явлена благодать.
Начало времен язычников
Со стиха 45 начинается другое пророчество, содержащее применение угроз из предыдущего пророчества к обстоятельствам, посредством которых оно будет исполнено при нашествии Навуходоносора, как показано в главе 21. Сущий извлек и заострил свой меч, чтобы не вкладывать его больше в ножны: он приготовлен для истребления. Пророк видит Навуходоносора на распутье, при начале двух дорог: к Иерусалиму и к Аммону. Иерусалим посчитает то, что царь там делал, лживым гаданием, но город будет взят в силу суда Сущего. Их поведение напомнило обо всем их грешном пути, а нечестивому Седекии (который наполнил беззаконие, презрев клятву, данную им во имя Сущего) придет конец, когда грядет суд на беззаконие, ибо он наполнил его меру. Более того, теперь это окончательный суд, а не наказание, позволявшее надеяться, что извлеченный меч вернется в свои ножны, ибо ради Его имени их так часто щадили, как мы неоднократно встречали в этой главе. Действительно, это было коренное изменение в путях Бога: Бог убрал свой престол с этой земли и начались времен язычников. Сущий потрясет все полностью, пока не придет Тот, кому по праву все принадлежит и кому должно быть отдано царство; то есть до прихода Христа. Аммон также будет разрушен.
Управление, вверенное язычникам; Израиль показал себя полностью злым
Чем больше рассматриваешь пророчества Иезекииля и Иеремии, тем более поразительными они кажутся. Прежде всего они утверждают очень важную особенность в отношении управления миром, а именно, что престол Бога убран с земли и управление миром вверено человеку в форме империи среди язычников. Во-вторых, также снята завеса в отношении управления Бога в Израиле. Это испытание, которому был подвергнут человек, для того чтобы увидеть, способен ли он быть благословленным, лишь продемонстрировало полную суетность его бытия, мятежность и глупость его сердца и его полную порочность. Еще с Египта дух мятежа, идолопоклонства и неверия предпочитал Сущему, истинному Богу, все то, что в мире: идола или Ассирийца. Они были постоянными в своих грехах, и ни избавление, ни суд, ни благословение, ни опыт своего безрассудства не изменили сердца народа или склонность их природы. Идолопоклонство, начавшееся в Египте, и их презрение к слову Сущего не изменились через обладание обетованным, но характеризовали этот народ, пока они не были отвергнуты Сущим. Однако со стороны Бога мы видим терпение, никогда не изменяющее себе, самую нежную заботу, самые трогательные призывы — все, что могло способствовать возвращению их сердец к Сущему; вмешательства в благодати, чтобы поднять их из нищеты и благословить их, когда они на короткое время находились в состоянии верности, производимой этой благодатью посредством того или иного царя; Бог вставал рано, как Он выражается в своей благодати, чтобы посылать неблагодарному народу пророков до тех пор, пока уже не было никакого исцеления. Но они предались злу, и, как показано через Иезекииля и Стефана, Дух Бога возвращается к первым проявлениям состояния их сердца, а вся их последующая история была лишь доказательством и выражением этого состояния. И суд свершается вследствие того, чем Израиль был с самого начала.
Суверенная благодать, царствующая в праведности
После полного предъявления людям того, чем народ являлся, Бог изменяет свои пути в управлении и откладывает для суверенной благодати восстановление Израиля согласно своим обетованиям, которое Он осуществит посредством Того, кто может сохранить благословение своей силой и управлять народом в мире.
Будет небезынтересно вспомнить, что эта суверенная благодать, благословляющая Израиль в конце концов, когда ответственная природа человека полностью испытана, является в отношении путей Бога начальным пунктом нашего пути и того, что принадлежит нам, хотя мы приходим к ней, когда сердце является искренним, через ясную убежденность в наших грехах и нашей греховности. Следовательно, необходима новая природа и любовь Бога в даровании своего Сына, которые открывают двери для всех наших благословений. Крест устанавливает для Израиля и для нас праведность, посредством которой царствует благодать.