Иезекииль. Главы 26 — 28
Тир судим, как олицетворяющий мир и его богатства
Хотя и находясь в некотором смысле на территории Израиля, Тир имеет другое значение и является темой отдельного пророчества (гл. 26 — 28), ибо он здесь представляет мир и его богатства в контрасте с Израилем, народом Бога; и радуется не как другие, из личной ненависти, но потому что (имея противоположные интересы) разрушение того, что сдерживало его продвижение, дало свободный ход его природному эгоизму. Стоит заметить в этих пророчествах то, как Бог обнажает и судит все мысли человека в отношении своего народа, и то, какими они были в отношении Его.
Осуждается враждебность Тира к народу и городу Бога
В главе 27 Тир судится за свою враждебность к народу и городу Бога. Он ниспровергнут как мирская система, и все, что составляло его славу, исчезает перед дыханием Сущего.
Князь и царь Тира судятся за свою гордость
В главе 28 судятся князь (начальствующий) и царь Тира за свою гордость. Стихи 1-10 изображают нам начальствующего этой мирской славы как человека, вознесшего себя и стремящегося представить себя богом, приобретя богатства и славу своей мудростью. Стихи 11-19, продолжая говорить о Тире, идут, я не сомневаюсь, дальше и открывают, хотя и не совсем ясно, падение и пути сатаны, ставшего через наш грех князем и богом этого мира. Начальствующий в Тире представляет Тир и дух Тира [ст. 2]. Эти стихи (11-19) в большей степени говорят о личности. Я не сомневаюсь, что исторически они относятся к Тиру; стихи 16-19 подтверждают это. Но я повторяю, я убежден, что мысль Духа идет намного дальше. Мир и его цари представлены как сад Сущего ввиду тех преимуществ, которые они имеют (речь идет о внешнем управлении Бога, которое до того момента признавало различные народы вокруг Израиля). Но это применяется особым образом к Тиру, расположенному на территории Израиля, в земле Эммануила, и который в лице Хирама был тесно связан с Соломоном и даже помогал в строительстве храма. Его вина была соразмерной. Это мир в отношениях с Богом; и если начальствующий в Тире представляет это положение вещей, являющееся миром, причем миром, чрезвычайно превознесшимся в своих способностях благодаря этому положению [28,4.5], хвалящимся этим и обожествляющим себя [28,2], то царь представляет само положение, в которое в этом отношении был помещен мир [28,12-14], и оставление этого первоначального положения придает ему характер отступничества [28,16.17]. Именно этот характер дает повод сообщить об отступничестве врага, что содержится в этих стихах. Он был там, где цвели растения Бога[7], он был покрыт драгоценными камнями (то есть всем разнообразием красоты и совершенства, в которых отражается и преображается свет Бога, когда он является в творении или в отношениях с ним). Таким образом, здесь разнообразное отражение этих совершенств имело место в творении — творение было средством их проявления. Это не был, собственно говоря, свет (Бог есть свет, Христос — свет здесь, внизу, и поскольку Он живет в нас, мы есть свет в Нем). Это было проявлением света, действующего в творении, подобно солнечному лучу в призме. Это раскрытие его красоты, не являющейся совершенством, внутренне присущим ему, но тем, которое проистекает из него.
Черты характера царя Тира, его падение
Затем представлены черты характера царя Тира, врага Бога, князя этого мира. Он является помазанным херувимом; он покрыт драгоценными камнями; он был в Едеме, раю Бога, на горе Бога; он ходил среди огненных камней; он был совершенен в своих путях до того, как в нем нашлось нечестие. Он низвергнут с горы Бога из-за своего нечестия; его сердце вознеслось из-за его красоты, и он погубил себя. Далее мы находим то, что в отношении творения является более возвышенным. Он действует в судебном управлении правосудия Бога согласно разумению Бога (именно в этом характер помазанного херувима). Он облачен в нравственную красоту, которая разнообразно отражает характер Бога как света [28,13][8]. Он признан среди растений Бога, в которых Бог явил свою мудрость и свою силу в творении согласно своему благоволению как Творец. Он был также там, где осуществлялась власть Бога: на горе Бога. Он ходил там, где нравственные совершенства Бога были явлены в их славе, — славе, перед которой не может устоять зло: «огненные камни». Его пути были совершенны. Но все эти преимущества были причиной его падения и характеризовали его. Ибо привилегии, которыми мы обладаем, всегда характеризуют наше падение. Откуда мы пали? — вот вопрос; ибо именно факт утраты этих привилегий, когда мы обладали ими, отмечает наше состояние. Более того, это не произошло из-за внешнего искушения, как в случае с человеком, — обстоятельство, которое не устранило виновность, но все же видоизменило ее характер. «От красоты твоей возгордилось сердце твое». Он превознесся против Бога и был низвергнут, как нечестивый, с горы Бога. Его дух, независимый в безопасности, был унижен, когда он был низвергнут на землю. Его нагота явлена всем, его глупость в конце будет очевидна для всех.
Суд Сидона; безопасность Израиля
Добавлен суд над Сидоном. А затем, когда надежда окончательно будет отнята от Израиля, когда совершится суд над народами, Бог соберет их и позволит им жить в своей земле в мире навсегда.