Иезекииль. Главы 29 — 32
Суд Египта и падение Ассирии
Главы 29 — 32 содержат описание суда над Египтом. Египет стремился в своеволии человека занять место, которое в действительности Бог отдал Навуходоносору. Все должны подчиниться ему. Могущественная империя Ассура уже пала. Фараон, какими бы ни были его притязания и амбиции, был не лучше. Мы видим этот суд Ассирийца, главы всех народов, что касается его силы, в главе 31,10.11, где ясно изображен «сильный из народов» [в рус. «властитель народов»], падающий перед этим повелением Бога. Фараон утешится, увидев всех властителей земли, поверженных подобно ему. Уже пав, как необрезанные (то есть как люди, которые не были признаны Богом и, следовательно, не были поддержаны Им), все должны уступить место этой новой силе в лице Навуходоносора. То, что характеризовало Египет, это гордость естества, которое хочет следовать только собственной воле и не признает волю Бога (гл. 29,9). Такой принцип не будет более опорой народа Бога (ст. 16). Египет будет иметь свое место, но не будет больше господствовать. Суд над Египтом станет поводом для благословения Израиля. Это продолжается до конца. В истреблении Ассирийца Бог явил, что Он не позволит народу так превозноситься. Воля человека, явленная в фараоне, не изменила Его суда. В Навуходоносоре, как мы видели, самим Богом в мир был введен новый принцип.
Заметьте, что в главе 32,27 Мешех и Фувал выделены среди остальных народов [начало этого стиха переводится: «И они не лежат с сильными, павшими из необрезанных...»].
Значимость и охват пророчества о Египте
Это пророчество, касающееся Египта, имеет особую значимость. Оно состоит из трех отдельных пророчеств. Первое (главы 29, 30) подразделяется на две части; второе — глава 31; третье — глава 32. Последнее простирается до конца главы 39 и охватывает несколько тем в связи с судьбой Израиля в последние дни. Заметьте, что глава 29,17-21 представляет пророчество с совсем другой датой, и оно введено здесь из-за его связи с тем, что предшествует ему в той же главе. Глава 30,20-26 также являет отдельное пророчество, что касается его даты.
Подведение итога судам; их результат — восстановление Израиля
До главы 25 нам представлены в большей степени нравственные рассуждения в отношении состояния Израиля; начиная с нее и до конца главы 32 — скорее исполнение суда. Но пророчество, объявляющее об этом исполнении, замечательно во многих отношениях. Навуходоносор рассматривается как производящий суд Бога, чьим рабом он является. Он осуществляет суд Бога над Иерусалимом, который теперь стал средоточием нечестия, несмотря на присутствие святилища Бога. В то же время через эти суды Бог освобождает свою землю от всех народов, которые неправедно владели ею. Он сводит на нет высокомерную силу человека, на которую полагался Израиль, то есть Египет, который никогда не поднимется опять как правящий народ. Но это был день всех народов. Результатом этих судов как над мятежным Иерусалимом, так и над народами будет в то же время восстановление Израиля согласно обетованиям и посредством силы Бога в благодати. Сети, которые завели их в грех, убраны (см. гл. 26,16-21; 27,34-36). Таким образом, хотя эти события исторически были совершены рукой Навуходоносора, пути Бога ввиду восстановления Израиля были явлены, насколько это было связано с судами, которые должны были быть исполнены. Посредством этих судов все народы, так же как и Израиль, бывший их центром, исчезнут со сцены как народы. Дух, описывая эти суды, которые должны были пасть на Ассура, Елама и Мешеха, дает подробности о тех, кто захватил землю Израиля или был сетями для этого народа. Так что пророческое изложение этих судов содержит в себе уверенную надежду, осуществление которой будет даровано Израилю действенной благодатью Господа. Я не могу сомневаться, что все это пророчество о судах относится — в перспективе, приближаемой энергией Святого Духа, — к событиям последних дней, которые будут полным исполнением этих замыслов и намерений Бога.
В главе 30,3 мы видим, что это является всеобщим[9].
Я уже цитировал отрывки, которые показывают, что для Израиля это является избавлением от их прежних сетей. Притязания человека отвергнуты (гл. 29,3-9) духом владычества (гл. 31,10-14). Ничтожность славы человека показана в конце главы 31 и в каждом суде главы 32. Мы уже видели, что судьба Мешеха упоминается отдельно, возможно, ввиду того, что случится с ним в последние дни и о чем говорится ниже (гл. 39,5).
Объект судов Сущего
Важно отметить один момент в этой серии пророчеств, который начинается в главе 24 с суда Иерусалима, центра прежней системы народов. Он заключается в том, что эти суды совершаются с целью заставить все народы познать Сущего; только в случае Израиля есть, кроме того, понимание и особое подтверждение пророчества (смотрите главу 24,24-27 — Израиль, главу 25,5.7.11 — Аммон и Моав, стихи 15-17 — особая месть филистимлянам, главу 26 — Тир, главу 28,22 — Сидон, главу 29,19 — Египет, как и главы 30,26; 32,15). В отношении Едома (гл. 25,14) говорится только, что он узнает месть Сущего посредством Израиля, — еще одно доказательство того, что в некотором отношении это пророчество простирается до последних дней. Эти пророчества затем представляют нам в общем явление силы Сущего, чтобы сделать Его известным всем через суды, которые Он исполняет; они уже частично исполнены в завоеваниях Навуходоносора, но должны быть полностью осуществлены позднее на благо Израиля.
Надо отметить, что в стихе 12 главы 35, когда опять мы видим суд над Едомом, говорится лишь: «И узнаешь, что Я, Господь, услышал все глумления твои». Но в стихах 4 и 9 говорится о Едоме: «Узнаешь»; или: «Узнаете, что Я — Господь». Так что это знание Сущего происходит через сам суд, а не является результатом духовного познания Его; ибо, когда вся земля возрадуется, Едом будет опустошен. Именно через суд все народы узнают, что Сущий есть Бог. Но когда он совершится и вся земля будет радоваться в благословении, для Едома будет только суд. Сравните с книгой Авдия. Едом подвергается суду через могущественного из народов, но сам Израиль нанесет последний удар. Мы можем видеть в случае с Израилем два способа, чтобы Сущий стал известен (гл. 24,24-27; 28,26; 34,27; 36,11). В других случаях это совершается через суд.
Полностью осуждены слава, связанная с торговлей, и гордость силы, связанная с правлением
Мы должны еще заметить, что в случае Тира торговая слава, а в случае Египта гордость правителей, основанная на силе, судятся, полностью отвергаются и разрушаются без исцеления (гл. 26,21; 27,36; 31,18). Сравните главу 32,32. Это было буквально исполнено в отношении континентального Тира и Египта фараонов. Мы увидели полное разрушение Едома, объявленное Сущим. Характерной чертой Едома является безжалостная ненависть к народу Бога.