Аггей. Краткий обзор
Пророчество после вавилонского пленения
Последние три пророка пророчествовали после вавилонского плена. Бог, как мы видели в книгах Ездры и Неемии, возвратил маленький остаток своего народа, который был восстановлен в Иерусалиме и в стране, но престол Бога не был опять помещен там, не была восстановлена в своей первоначальной власти и царственность дома Давида. Империя языческого главы была в определенном смысле осуждена как не выполнившая свой долг перед Богом, который дал ей ее власть. Но возвысившаяся среди язычников другая империя заняла место первой и под властвующей рукой Бога (который располагает сердцами всех), благосклонная к иудеям, еще держала народ Бога в подчинении ее ярму, — ярму тех, кто не был в завете с Богом, а все еще являлся чужим Его обетованиям. Бог признавал власть империи, которую Он установил. Поэтому Израиль зависел от благосклонности тех, кто господствовал над ними из-за их грехов, и должен был уповать, что Сущий проявит к ним благосклонность, поклоняясь Ему в соответствии с Его милостивыми предписаниями, пока не придет Мессия, который станет их Искупителем и Освободителем.
Лишенный почти всего Израиль не был лишен доброты своего Бога, на которого они должны были полагаться и от которого они получили поразительное свидетельство при возвращении остатка из земель, где они были пленниками. Если все другое было потеряно, то страх Бога и Его закон в их сердцах оставались у них, и благочестие могло теперь проявиться так, как Он предписывал (ср. Втор. 30).
Ободрения верным и свидетельство против неверных
Три пророка: Аггей, Захария и Малахия представляют нам ободрение, которое Бог давал народу, чтобы они могли быть верными в своем новом положении; а также свидетельство против их неверности, вызванное упадком их благочестия и всеобщего недостатка почтения к Сущему, в которое впал народ. Храм обязательно был центром этого несовершенного и промежуточного положения народа. Именно на нем, если Бог позволил восстановление их поклонения, должны быть сосредоточены сердца народа. Это была внешняя форма, в которой должно было быть выражено их благочестие как народа. Именно так должно было быть выражено возвращение их сердец к Богу. Какими бы ни были недостатки в восстановленном служении левитов, это был дом Бога, к которому присоединялось все, что могло быть восстановлено; это был центр осуществления этого служения.
Неверие и уныние
Глава 1. Однако вера иудеев скоро была ослаблена, и они прекратили строить. Несомненно, трудности были. Теперь было не так, как в дни Соломона, когда все было в распоряжении царя, чья власть простиралась на все соседние земли. Но Бог явил свою благость своему народу, склоняя сердце персидского царя благоволить им; и Израиль должен был положиться на эту доброту Бога и ожидать ее плодов, но, полные неверия, они были быстро приведены в уныние.
Действия Бога перед тем, как Он посылает пророков
Бог наказал свой народ, однако Он сделал это в подходящее время. Он употребляет средства, которые Его суверенная благодать так часто использовала в истории, которую мы рассматриваем. Он воздвигает пророка, и даже двух, чтобы восстановить у народа мужество и побудить их к работе. В путях Бога две вещи помогают определить время, подходящее для Его вмешательства, а именно: нравственные соображения и Божье устройство событий. В этом случае Бог достаточно наказал свой народ, чтобы Его пути управления были показаны в этих отношениях благодати, которые Он только что установил с ними посредством пророков; и он воздвиг правителя, который был расположен (если народ действовал по вере) признавать волю Бога и указы Кира.
Таким образом, подготовив все как нравственно, так и провиденциально (ибо Он делает так, чтобы все содействовало нам ко благу), Он посылает своих пророков вдохнуть в них мужество и веру для исполнения того, что всегда было их долгом.
Действительные трудности не являются препятствием для веры, если она на пути воли Бога
Они всегда должны были полагаться непосредственно на Бога и продолжать работу, если только им не препятствовала сила[1]. Теперь они также призваны продолжить ее, полагаясь на Бога, не зная намерений царя. Их уверенность должна быть в самом Боге. Более того, без этого в их трудах не будет ни благочестия, ни веры. Поддержка царя была подготовлена Богом для момента, когда проявится их вера. Действительно, трудности не могли не возникнуть, но, используя веру, они продолжали строить, несмотря на своих врагов, направляемые мудростью Бога в своем ответе этим врагам, и царь одобряет это. Трудность может быть реальной, но это является препятствием только для неверия сердец, если находишься на пути воли Бога, так как вера полагается на Бога и исполняет то, что угодно Ему; и трудности — ничто перед Ним. Неверие всегда находит отговорки, и эти отговорки, несомненно, слишком хорошо обоснованы, у них только один главный недостаток: они оставляют в стороне Бога.
Тема пророчества Аггея: храм Бога
Темой пророчества Аггея является храм. Бог вернул пленных, они тут же занялись своими удобствами вместо того, чтобы отстроить дом Сущего. Время ли было отстраивать свое жилище? Для этого было достаточно спокойствия, это не требовало веры, мир не оказывал сопротивления. Пророк изображает практический результат этого, чувствительные наказания Бога, даже что касается их временных интересов. За что же эти наказания? Они пренебрегали Богом, пренебрегая Его домом. Воистину, если бы они думали о Боге, Его дом был бы первым объектом их сердец.
Первая слава дома; результат падения народа и пленения
Народ, движимый страхом Сущего, услышал слова Его слуги-пророка. Но на пути веры стоит другая трудность: болезненное ощущение более низкого уровня того, что может быть осуществлено остатком Его народа, когда Бог возвращает их из плена. То, что они делали, было ничто в сравнении с прежним проявлением Его славы среди Его народа. Результат падения народа и плена, который он пережил, чувствуется во всем. Бог не может отождествлять свою славу с властью, отличной от Его собственной, осуществляемой над Его народом (и которая должна быть таковой) как результат Его праведного суда, Его управления на земле. Он может поднять их — может восстановить их, потому что Он любит их, но это не то же самое. Он не может восстановить эту прямую связь, которая приносит с собой проявление Его силы и славы. Эти взаимоотношения завершились судом. Сознание этого более низкого положения может ослабить веру.
Благодать Бога на руинах Израиля
Благодать Бога встречает эту трудность свидетельством пророка. Очень печально видеть руины того, что Бог установил в благословении, и слабость, и несовершенство того, что поднимается на этих руинах, хотя даже это плод Его драгоценной благодати.
Пророк, не беспокоясь о намерениях царя, ободряет народ, обращая их мысли к самому Сущему и показывая им, что именно Сущий царствовал, заботился о них и желал, чтобы они действовали ввиду того, чем Он был для них, и чтобы они были заняты Его славой; ибо Он хотел, как бы слабы они ни были, быть таким образом во взаимоотношениях с ними.
Сам Бог со своим незначительным народом, чтобы наполнить своей славой дом
Но свидетельство Бога в то же время милостиво принимает во внимание естественные результаты жалкого внешнего вида того, что они могли сделать для Него, так как Бог думает обо всем, что касается Его народа. Он оставался таким же верным их Богом, как в лучший период их истории. Доказательство этого действительно было сильным. Он был с ними. Он поддержит слово, которое вышло из Его уст, когда Он вывел их из Египта. Его Дух останется среди них. Они не должны были бояться. Но, укрепляя веру этого слабого остатка своей милостью, Он идет намного дальше. Если Он не мог явить себя среди них из-за их падения и установления другого порядка вещей, то придет время для Его собственного вмешательства Его собственной силой. Он потрясет все, потому что творение не могло поддерживать весомость Его славы, и Он установит эту славу своей силой, и наполнит свое земное жилище своей славой.
Будет потрясена не только земля — это часто случалось, — но и враг, который использовал силу тьмы, который всегда вел людей к тому, чтобы вновь развращать и портить все, что Бог установил в благословении. Но сейчас небеса и земля, море — власть в вышних и все, что было организованным внизу, весь установленный порядок и все, что плавало неорганизованным в этом мире, — и все народы будут потрясены, и придет объект желания всех народов, и дом, который они сейчас восстанавливали со многими трудностями, который, казалось, был таким невзрачным в сравнении с его прежней славой, будет наполнен славой самим Сущим.
Истинная слава дома
Выражение, которое я передал как «желаемый (объект желания) всеми народами придет», очень трудно перевести. Мне кажется, что, обращая внимание на контекст, я передал смысл[2], и что Дух Бога умышленно выразился неясными словами, которые, когда разум поймет то, что делало истинной славу дома, включают в себя Мессию. Цель отрывка — заверить, что дом будет наполнен славой[3]. А пока что ему будет дана внешняя слава. Серебро и золото принадлежит Сущему. Но народы, низвергнутые, угнетенные и угнетающие один другого, не знающие, где искать счастья, силы и мира, найдут в Том, кто один установит славу Сущего и дарует истинный мир, — словом, найдут во Христе одном благословение и избавление; и Он будет славой дома, который воздвигал бедный остаток.
Бóльшая последняя слава дома
Последняя слава дома будет даже большей, чем прежняя. Это не «слава последнего дома», дом всегда рассматривается как один и тот же дом. Бог наполнит его в конце славой большей, чем в начале, и мир самого Сущего обретет там свое местопребывание. И это совершится в последние дни. Тот, кто наполнит его славой, действительно придет; но, даже творя вечный мир (покой) для наших душ, Он должен был сказать народу: «Не думайте, что Я пришел принести мир, но меч» [Мат. 10,34], из-за того что мир был в таком состоянии. Сотрясая все народы, Он, грядущий во славе своей, установит мир на земле[4].
Святость и благословение следуют в результате признания присутствия Бога
Два других пророчества завершают книгу пророка Аггея, относясь, как все ее содержание, к дому. Народ, который пренебрегал Сущим, стал, так сказать, оскверненным. То, что свято, не может освящать оскверненное, но нечистое оскверняет то, что является святым; так как святость является исключающей в отношении зла. Присутствие зла разрушает святость самим фактом своего присутствия, если только святость не будет от той природы, которая самим своим существованием исключает все, что противоположно ей, — такой как природа Бога. Но когда Бог принят и признан, Он может благословить силой своего присутствия. Таким образом, со дня, когда народ старался признать и реализовать это присутствие среди них, благословение исходило из него [2,18.19].
Все должно быть потрясено; место истинного Семени Давида в тот день
Второе пророчество возвращается к потрясению всего. В тот день правитель Иуды, наследник Давида, будет печатью на руке Того, кем все было потрясено. Ободряя народ во время пророчества, — время, когда они так сильно нуждались в нем, — это пророчество, называя Зоровавеля, подразумевает Того, кто, когда Бог потрясет небеса и землю, будет истинным семенем Давида и наследником его венца согласно Богу: Христом Бога, Избранным среди народа.
Суд народов, которые придут против Иерусалима
Суд, упомянутый в стихе 22, кажется мне судом не над престолом зверя, а над престолом народов, которые в тот день поднимутся против Иерусалима. Все то, что встает против прав Сущего, установленных согласно Его намерениям в Иерусалиме (прав, которые отождествлялись со строившимся домом), будет низвергнуто. Несомненно, это в целом является верным в отношении царства зверя, но условия его существования совершенно другие. Бог поместил Иерусалим под власть главы этой империи. Преступления, которые навлекают на него суд, еще более дерзки и нетерпимы, чем те, в которых виновны народы.
Тема пророчества Аггея
В итоге цель этого пророчества — связать благословение на земле с домом и показать, что, каким бы жалким он ни был, его последняя слава будет больше, чем прежняя. Бог, устанавливая все в славе согласно советам своей благодати, введет нечто намного более превосходное, чем то, что было вверено человеку и установлено посредством его. Это связано с потрясением всего Его могущественной рукой и с установлением наследника Давида — предмета любви Бога и сосуда Его силы.
Власть языческой империи признается как данная Богом
Заметим, что Дух Бога, хотя Он присутствует, чтобы благословить свой народ, ободрить их и соединить их с Богом в поклонении, которое должно быть принесено Ему в Его доме, признает власть языческой империи. Эти пророчества датируются согласно годам царствования языческого царя. Согласно Его воле Божье должно быть воздано Богу, а кесарево — тому, кто занимал место кесаря. Именно Бог поместил его туда. Так мы поймем совершенную мудрость Господа в Его ответе (Марк. 12,17) и то, как Его слово является ее выражением.
Объявление Малахией суда результатам благодати Бога в Израиле
У Малахии мы видим другой случай, он ничего не устанавливает, как это делают Аггей и Захария. Он только провозглашает суд на результаты в Израиле того, что Бог совершил в благодати, восстанавливая остаток; показывая как мало поклонения, которым Он соединил Израиль с самим собой, поддерживалось так, чтобы прославить Его.