Синопсис Д.Н. Дарби

Бог обращается к Израилю как к ответственному; Иеремия ходатайствует перед Богом за них

По главе 11 необходимо сделать некоторые замечания. Бог опять обращается к Израилю на основании их ответственности, напоминая им о призыве к послушанию, который был обращен к ним еще со времени их выхода из Египта. Бог собирался навести на народ зло, которым Он угрожал им. Он не хочет, чтобы Иеремия ходатайствовал за них. Тем не менее Он еще называет Израиль своей «возлюбленной»; но, так как он был развращен, что ему делать в Его доме? Чем бы он ни был для Него, суд приближался. В конце главы Иеремия занимает место верного остатка, который имеет свидетельство Бога. Его положение постоянно напоминает нам положение Христа в Псалмах. Мы видим действия Духа Христа, часто ясно выраженные, но иногда, мне кажется, представленные в выражениях, в большей степени смешанных с личными обстоятельствами Иеремии и из-за этого менее глубоких и менее близких чувствам Христа; хотя в принципе они такие же, как в Псалмах. Против Иеремии из-за его верности и его свидетельства строились козни злых. Сущий открывает ему это, и согласно праведности, характеризующей состояние остатка, он требует от Бога мщения[4]. Это послужит средством избавления для остатка. Он провозглашает суд этих злых людей словом Сущего. В Пс. 83 мы находим те же принципы и ту же самую злобу врагов Бога; только там врагами являются язычники, а круг мыслей шире, однако Израиль и знание Сущего — цель молитвы, содержащейся в том псалме (сравните также главу 9 и Пс. 65). У Иеремии заступничество занимает больше места, псалом же говорит о суде (сравните также Пс. 69,6.7 и Иер. 15,15). Слова псалма исходят из уст самого Христа, просьба касается других и является бесконечно более трогательной. Это сравнение отрывков поможет понять связь между положением Иеремии и положением остатка, описанным в Псалмах. Мы также можем сравнить Пс. 73 с началом главы 12. Эта глава 12 образует часть того же самого пророчества, что и предыдущая. Иеремия апеллирует к Богу касательно Его судов, но в кроткой и покорной манере; Бог принимает это, заставляя его прочувствовать (болезненная необходимость) более глубоко зло, в которое погрузился народ. В то же время Он поддерживает веру пророка личным интересом, о котором Он свидетельствует ему. Бог заставляет его понять, что Он оставил свое наследие. Значит уже не нужно было удивляться положению вещей. В то же время Он открывает свои намерения благословить свой народ и даже народы, среди которых они будут рассеяны[5], если эти народы познают пути Сущего.