Иона. Глава 3
Второе свидетельство как Воскресшего: Божья благодать и милость к Израилю и язычникам
А сейчас начинается второе свидетельство. Все, чем Израиль мог быть, все, что зависело от человека, ответственного самого по себе, насколько это касалось свидетельства, пало навсегда. Сам Христос, Верный, был отвергнут. Израиль, следовательно, как сосуд Божьего свидетельства в плоти, отстранен. Только Воскресший может теперь нести свидетельство; и мы можем добавить — нести его даже Израилю, который теперь становится объектом милости, вместо того чтобы быть сосудом обетования и свидетельства. Но это вынуждает Бога обратиться к своему милосердию. Если Израиль не может, как праведник, быть сосудом свидетельства праведности (и даже как грешник отверг его), то Бог возвращается к своему милосердному характеру верного Создателя; от чего, более того, в глубине своего существа Он никогда не отступал, хотя Он подверг человека испытанию, приведя его во взаимоотношения с самим собой при всевозможных преимуществах, чтобы увидеть, мог ли он быть свидетелем праведности, — свидетелем Бога на земле. Иона знал в душе, что у Бога — благодать. Несомненно, он и его народ испытали это. Но в этом случае, если только праведность не была чем-то отдельным от милости, так чтобы тот, кто стоял как свидетель этой праведности, мог быть почитаем; если только она не была мстительна, так чтобы он, как ее свидетель, мог быть возвышен, — в этом случае он не хотел иметь с ней ничего общего. С этого времени он стал неспособным для этого, так как воистину Бог был милосердным; и невозможно было для Него иметь такого свидетеля, как Иона, — это было бы неверно.
Именно поэтому благодать (то есть откровение благодати) отождествляется с милостью к язычникам. Является ли Он только Богом иудеев [Рим. 3,29]? Воистину нет, Он также и Бог язычников. И отвержение иудеев как иудеев становится примирением для мира. «Тот же Господь богат для всех, призывающих Его имя» [Рим. 10,12], «так чтобы язычники могли прославлять Бога за Его милость» [Рим. 15,9][1].
Спор Бога с Ионой, причина Его предупреждений
В конце повествуется о споре Бога с Ионой — он хочет отказать Богу в праве явить благодать к Его беспомощным созданиям и настаивает на суровом исполнении Его приговора языческому миру, не оставляя даже места для покаяния. Бог отвечает ему, сначала не раскрывая намерения своей благодати, а ссылаясь на права своей суверенной благости, на свою природу, на свой собственный характер. Ниневия послушалась Бога. И сейчас, если Бог угрожает, то для того, чтобы человек мог отвернуться от своего нечестия и быть пощаженным. Зачем еще Он предупреждал бы грешника? Почему бы не оставить его созревать, непредупрежденным, для суда? Но не таковы пути Бога.
Воздействие Слова Бога на ниневитян; исповедание греха и прощение
И мы можем заметить здесь, что в случае Ниневии не говорится о вере в Сущего, как в случае с устрашившимися корабельщиками. Результат ужасных бедствий, которые падут на Израиль в последние дни как суд на неверного свидетеля Сущего, сделает известным этого Бога суда и сделает также, что великое имя Сущего будет прославляемо по всей земле (гл. 1,14.16). В отношении последних дней мы видели, что об этом свидетельствуют все пророки[2], так же как свидетельствуют Псалмы[3].
Здесь это просто Бог. Жители Ниневии поверили Богу. Это воздействие слова Бога на их совесть. Они признают свое нечестие и отворачиваются от него. Они признают суд Бога справедливым и Его слово истинным, и Бог прощает их и не исполняет своего суда. Более того, это происходит согласно Его путям, как Он открыл их через Иеремию [Иер. 18,1-10].