Малахия. Краткий обзор
Важность пророчества Малахии
Пророчество Малахии повествует о народе, возвратившемся из вавилонского плена, и является очень важным, так как показывает нравственное состояние народа после их возвращения. Его последние стихи явно завершают свидетельство Сущего народу до прихода того, кто подготовит путь Сущему, — словом, до Иоанна крестителя. Закон и пророки были до Иоанна, и Малахия — последний как по содержанию, так и по природе его свидетельства.
Бесчувственность народа по отношению к Богу и отсутствие уважения к Нему
Великим нравственным принципом, раскрытым в книге, является бесчувственность народа к тому, чем Сущий был для них, и их собственное нечестие в отношении Сущего — недостаток их уважения к Богу, их презрение к Сущему. Увы! Эта бесчувственность достигла такого уровня, что, когда сами действия, свидетельствовавшие об их презрении, были представлены перед их совестью, они не увидели в них ничего плохого. Тем не менее это не изменило намерений и советов Бога, хотя навлекло суд на тех, кто был виновен в этом (см. гл. 1,2.6; 2,14; 3,7.13).
Остаток; призыв Бога к ним
Малахия также выделяет остаток и то, что характеризовало его, в то же время провозглашая наказание нечестивым и призыв Бога к тем, кто имел уши, чтобы слышать, чтобы вернуть их к покаянию, — служение, которое восстановит нравственный порядок в сердцах родителей и детей, — этих взаимоотношений, от поддержания и осуществления которых проистекает порядок и мир на земле согласно Богу, и это тот порядок, который Бог здесь рассматривает.
Любовь Сущего доказана избранием Израиля; Его намерения
В начале пророчества Сущий обращает свою любовь к Израилю, которой, увы, неблагодарный народ пренебрег, однако она доказана их избранием с самого начала. Далее, изображая печальную неблагодарность народа, Сущий придерживается своих собственных мыслей в отношении его. Он благословит Израиль, и Он осудит Едом, несмотря на гордость последнего.
Безразличие и грех Израиля; милость к язычникам; грехи священников
Грех Израиля и их оскорбительное безразличие в служении своему Богу показаны в главе 1,6-10. Это дает повод другому выражению благодати — откровению имени Сущего среди всех народов. Таким образом, избрание Израиля и милосердие к язычникам установлены среди греха восстановленного народа, и даже вследствие этого греха. Стихи 12-14 изображают также их оскорбительное поведение по отношению к Сущему и их презрение к Его величию. В главе 2,1-9 свидетельствуется о падшем состоянии священников, которые должны были быть верными хранителями мыслей и путей Бога; стихи 10-12 указывают на недостаток уважения с их стороны к своим братьям и на их тесную связь с идолопоклонниками; стихи 13-16 — легкость, с которой они разводились по своим прихотям. Но Сущий приходил.
Объявлен Иоанн креститель как посланник Господа, чтобы приготовить путь для ангела завета, приходящего в суде
Здесь мы снова встречаемся с тем, что первое пришествие Господа[1] связано с полным результатом второго. Иоанн креститель объявлен как Его посланник, чтобы приготовить путь перед Ним; а затем придет ангел завета, которого они так настоятельно желали, но это будет в суде, чтобы очистить народ и удалить их нечистоту. Тогда их приношения в Иерусалиме будут приятны Сущему, приношения в праведности. Но все, творящие зло, будут осуждены, ибо Бог неизменен как в праведности, так и в благодати. Именно это, в конце концов, обеспечивало существование Израиля, что бы ни случилось. Итак, пусть Израиль возвращается к Сущему и Сущий вернется к ним. Но гордость Израиля затронута этим, и они говорят: «В отношении чего нам возвращаться?» И показаны их грехи относительно жертв и предписаний. Но благодать опять являет себя в надежде, что народ возвратится из своей практической удаленности от Бога [3,10-12]. Они должны лишь возвратиться и проверить на опыте благость Бога.
Остаток известный Сущему; восход Солнца Праведности
Среди гордости злых с их видимым успехом остаток выделяется тем, что они сближены своими общими духовными потребностями и чувствами, основанными на страхе перед Сущим, который руководит всеми ими. В своих страданиях они часто говорили друг с другом об этом[2], а Сущий был внимателен к этому, прислушивался, и записывал это в свою книгу; и в день, когда Он соберет то, что было наиболее драгоценным, они будут своими для Него. После этого будет проведено различие между праведными и злыми, между теми, кто служил Богу, и кто не служил Ему. Ибо наступает день, который будет пылать, как печь, а гордые и злые будут как солома. Но для тех, кто благоговел перед именем Сущего, взойдет Солнце Праведности. Не будет больше печальной ночи тьмы и страданий, ночи господства врага, а будет день, которому Бог даст воссиять посредством присутствия своего Сына, царства Его Возлюбленного на земле. Праведные будут владычествовать над ними утром, ибо это время — время суда, а злые будут как пыль под стопами их ног.
Власть Сущего и национальное поведение Израиля после плена
Заметим здесь, что все связано с властью Сущего и с Его домоправлениями по отношению к Израилю, с поведением Израиля как народа по отношению к своему Богу. То, что имеет отношение к первому пришествию Христа и его последствиям для Израиля, здесь не упомянуто. Иоанн креститель представлен здесь как предтеча Сущего, которым, без сомнения, является сам Христос, но Он приходит здесь как Ангел завета, внезапно приходя в свой храм и испытывая все в Израиле огнем и своим судом, чтобы приношение Иуды было угодно для Сущего, как в дни древние. Преступления, о которых здесь говорится, это преступления народа, возвратившегося из Вавилона, против Сущего. Язычники и их империя не представлены здесь. Все совершается между одним Израилем и Сущим, Богом их отцов, как в прежние дни между народом, возлюбленным Богом, и Сущим, который любил их. Чужой бог — это то, что не потерпит Сущий. Именно с Левием был Его завет, именно священников уста должны хранить истинное знание Сущего.
Здесь же не говорится ни о каком царе, за исключением того, что Сущий, чье имя страшно среди язычников, является их царем. В итоге народу (Израилю) повелевается вернуться к закону Моисея, данному на Хориве всему Израилю.
Неизменная любовь Сущего; Израиль, ожидающий суда Бога
Таким образом, пророк изображает нам неизменную любовь Сущего к народу, который Он собирал вокруг себя на Хориве, Его спор с ними из-за их грехов; показано, что выделен верный остаток и послан вестник перед исполнением суда. Израиль рассматривается как нация в своих взаимоотношениях с Сущим, как вернувшиеся из плена и ожидающие суда своего Бога, который посылает своего вестника, чтобы предупредить их.
Все было готово, чтобы подвергнуть народ нравственному испытанию в отношении исполнения этого, во время, когда был послан Иоанн Креститель, но у Израиля не было ушей, чтобы слушать, и все было потеряно.
Совершенное и полное исполнение произойдет в конце, после того как другое славное дело Бога в отношении собрания будет завершено.
Отвергнутое сообщение послано к Израилю после смерти Спасителя
Долготерпение Бога к Израилю было велико, ибо когда они отвергли Его Сына, то Он послал им — благодаря ходатайству того же возлюбленного Спасителя на кресте [Лук. 23,34] — послание устами Петра, что если они покаются, то Христос, которого они убили, вернется. Но их вожди были более чем глухими к этой благодати со стороны Бога, и их дом еще остается пустым и оставленным [Мат. 12,44].
Илия и Иоанн Креститель
В конце Илия, чьей миссией было призвать отступнический Израиль, который оставил Сущего, признать Его в истине, причем посредством суверенной благодати Бога, хотя и в связи с законом и горой Хорив, куда он ходил, чтобы сложить бремя своего пророческого служения как бесполезное из-за неверия народа [1Цар. 19], — Илия действенно исполнит свою миссию перед великим и ужасным днем Сущего, чтобы проклятие Бога не пало на страну Его наслаждения в тот день, когда Он будет окончательно исполнять свои суды. Именно поэтому Иоанн креститель представлен как Илия [Мат. 17,12.13], если Израиль мог принять это, так как он соответствовал Мал. 1,3, хотя в то же самое время он сказал, что он не Илия, потому что фактически он вовсе не исполнил стихи 5, 6 главы 4 этого пророка (ср. Лук. 1,17.76).
Тема пророчества; его будущее применение
Пророчество говорит к совести тех, кто жил в то время, когда оно было дано (гл. 3,10), и переходит (показывая, что в конце тех времен Израиль будет подвергнут испытанию миссией благодати) к последним дням, когда Бог явит свою неизменную любовь к своему народу и свой праведный суд над злом, отделяя себе остаток для благословения, исполняя суд над мятежниками.
Язычники не упоминаются, не упоминается даже связь Его народа с Христом, сходящим как человек на землю.
Тема пророчества Аггея
Таким образом, мы имеем в этих трех пророчествах после плена три отдельные темы, которые в то же время составляют одно целое. В пророчестве Аггея это благодать к вернувшемуся остатку, Дух Бога еще действует среди них, и все это в связи с домом и поклонением Сущему, то есть в связи с храмом. Последняя слава храма будет больше, чем прежняя. Царства язычников будут низвергнуты, а Зоровавель (Христос) будет как печать на руке Сущего. Мир придет в Иерусалим.
Краткий обзор пророчества Захарии
Захария рассматривает два момента. Во-первых, империи язычников и провиденциальные пути Бога по отношению к Израилю — времена язычников. Иерусалим признан, но судим Богом и заклеймен как вавилонский по своему действительному характеру. Но в конце Отрасль, Господь Иисус, устанавливает вместо постов венцы для верных, когда Вавилон уже осужден; и иноземцы придут, и отстроят храм Сущего.
От главы 7 до конца — отношения Израиля с Христом, Его отвержение и последствия этого в последнем суде над Иерусалимом, но, несмотря на все это, как мы часто видели, Сущий произведет окончательный суд над всеми народами, собранными против него. Остаток будет приведен к покаянию, а Иерусалим будет святыней Сущему, иноземцы не осквернят его.
Свидетельство Малахии о нравственном состоянии иудеев; пришествие Господа в суде и избавлении
В заключение Малахия показывает нам состояние, в которое вскоре впали иудеи, пренебрегая всем, что было угодно Богу, и будучи безразличными и бесчувственными к нарушению ими каждого чувства праведности; затем — практическое отделение тех, кто боялся Господа, и пришествие Господа в суде и в избавлении; между тем, мы видим призыв к ним вернуться к власти закона и приход Илии перед великим и ужасным днем Господа, чтобы повернуть их сердца в благодати на путь мира.