Синопсис Д.Н. Дарби

Освящение стен; неверность и восстановление посредством написанного Слова; восстановлены порядок и очищение

Мы уже увидели, что радость была уделом народа; радость, которая признавала Бога, ибо Бог сохранил народ и благословил их. Но главы народа сразу снова впали в неверность, и во время отсутствия Неемии комнаты храма, в которых прежде хранились приношения, были отданы Товии, этому коварному и упорному врагу народа Бога. Но во время освящения стены Иерусалима радость народа и верность Неемии возвратили их к написанному Слову, и Израиль вновь отделился от всякого смешанного народа (13,3). Вещи Товии выброшены из комнаты, приготовленной для него в храме. Опять соблюдается суббота. Те, кто взял себе чужеземных жен и чьи дети говорили частично на чужом языке и частично на иудейском языке, были преданы проклятию, строго обличены и наказаны. Порядок и очищение в соответствии с законом восстановлены, и эта главная мысль книги, что касается состояния народа, завершает повествование.

Сказанное нами дает представление о великом принципе этой книги.

Здесь я добавлю еще несколько замечаний.

Положение иудеев в земле до прихода Мессии

Книга Неемии помещает Израиль, или скорее иудеев, в положение, в котором они должны были находиться в своей земле до прихода Мессии; отделенные от народов, верные в соблюдении закона, но лишенные привилегий, принадлежавших им как народу Бога; под ярмом язычников, способные воздать Богу то, что было Божьим, но лишенные Его присутствия в их среде, как они раньше наслаждались им в храме; и, наконец, обязанные воздавать кесарю то, что было кесарево. Когда Посланник [Ангел] завета пришел (Сын Бога, который мог бы поместить славу в храме, очистив его), они не приняли Его и все еще находятся под бременем последствий этого отвержения. Это их теперешнее состояние до прихода Христа.

Вера Неемии связана с управлением Бога

Именно это придает книге Неемии ее значимость. Вера Неемии охватывает те обетования Бога, которые связаны с Его управлением, например обетования, подобные обетованиям, содержащимся в Лев. 26. Но его вера не шла дальше (см. Неем. 1). На этой вере пребывало благословение, и она осуществляла намерения Бога, но она оставляла Израиль там, где он находился. Драгоценную фразу «вовек милость Его» мы не найдем в этой книге. Вера Неемии не восходила так высоко. Он сам является слугой язычников и признает их. Такое упование на Бога, как в только что процитированных словах, было связано с жертвенником и храмом, где Сущий был всем для веры, а язычники ничем, разве только врагами (Езд. 3; 4).

Непосредственное благословение, а не пророческое будущее

Хотя Книга Неемии оставляет иудеев в состоянии намного лучшем, чем то состояние, в котором они находились прежде, благодаря доброй руке Бога, пребывающей на них для благословения в то время, однако в ней нет ни пророческого будущего, ни будущего для веры[2]. Иудеи все еще Ло-амми («не Мой народ»). С ними нет присутствия Бога, сидящего между херувимами; его не могло быть ввиду того, что Бог переместил престол в среду язычников. Я говорю о Его присутствии в храме, в жилище Его славы. Они были, таким образом, помещены в благословение и под ответственность, и приход Мессии должен был подвергнуть все испытанию. В результате обнаружился пустой дом, выметенный и украшенный, из которого нечистый дух вышел [Матф. 12,43.44], но в котором ничего не было. Нечистый дух вернется и с ним другие, худшие, чем он сам. Отвергнув Христа, этот несчастный народ примет Антихриста, но это было явлено лишь пришествием Христа.

Пророчества Захарии и Аггея, связанные с трудом Зоровавеля; жертвенник — средство благословения

В книге Неемии народ пока лишь поставлен в это место благословения. Пророчества Захарии и Аггея связаны с трудом Зоровавеля, а не с трудом Неемии — с простой верой, которая воздвигла жертвенник как средство благословения и безопасности. Там Сущий мог сказать, что Он «возвращается в Иерусалим с милосердием» [Зах. 1,16], но именно «после славы» [Зах. 2,8, в рус. «для славы»] Он придет, чтобы поселиться в нем (Зах. 2,8-13). Пророчество ободряет их благословением и обещает им пришествие Христа и славу присутствия Сущего в период, который пока еще только в будущем. Глава 8 пророка Захарии связывает эти две вещи вместе, чтобы ободрить народ для честного хождения; но, читая ее, мы видим ясное указание, что исполнение этого будет иметь место в конце века, а отвержение Христа (глава 11) становится поводом для суда, который должен пасть на них, и является причиной, в еще более поразительной манере, для той суверенной благодати, которая будет использовать силу отверженного Мессии для избавления Его народа, когда они полностью пали вследствие своего греха.

Пророчество Малахии, провозглашенное позднее, объявляет и осуждает развращение, вошедшее уже после того, как по милости в некоторой степени было восстановлено благословение, затем оно говорит о пришествии Сущего в суде.

К этим замечаниям можно добавить, что ни у Захарии, ни у Аггея Господь не называет народ: «Мой народ». Говорится пророчески, что это будет иметь место в грядущее время, в последние дни, когда придет Христос, чтобы утвердить свою славу. Но суд, провозглашенный в пророчестве Осии, никогда не был отменен, и нет ни одного высказывания, противоречащего этому.

Народ находится в своей земле, чтобы Мессия мог быть представлен ему

Итак, Книга Неемии представляет нам частичное и внешнее восстановление иудеев в своей земле без престола Бога или престола Давида в ожидании явления Мессии и Его прихода для поиска плода столь большой благодати; словом, показано их восстановление, чтобы Он мог быть представлен им. Народ временно в стране, и это произведено Богом, но он находится под властью язычников, которые владеют престолом.