Малые пророки. Введение
Прежде чем начать изучение малых пророков, я воспользуюсь возможностью сделать несколько замечаний о пророческих писаниях в целом, указывая темы, которые они затрагивают. Мы можем разделить эти книги на четыре основные группы согласно рассматриваемым в них темам, — темам, часто связанным с датами этих пророчеств.
Четыре основные группы малых пророков
Те, которые говорят о большом кризисе пленения Иерусалима и его последствиях. Это книги Иеремии, Иезекииля, Даниила — все большие пророки, кроме Исаии. Я поместил книгу Даниила в эту группу, хотя ее основной темой являются последствия захвата города под господство язычников до пришествия Господа, потому что фактически это событие изменило управление миром, отстранив (в суде) избранный народ; и, говоря о язычниках, он делает это в связи с заменой царства Бога в Израиле языческой империей и принимая во внимание судьбу этого народа.
Те, которые говорят о суде язычников как таковых. Это книги Ионы, Наума, Авдия.
Те, которые говорят о полном падении Израиля и о судьбе, которая уже угрожала Иуде. Это книги Исаии, Осии, Амоса, Михея. Они возвещают наказывающий суд народа, раскрывая в большей или меньшей степени действия Бога в благодати в конце. За исключением Амоса, который пророчествовал во время Озии, раньше, чем другие три, авторы относятся к дням Озии, Иофама, Ахаза и Езекии. Этот последний царь формировал эпоху этих пророчеств, царствуя в то время, когда Ассириец низверг царство Израиля и угрожал Иерусалиму.
Наконец, пророки Аггей, Захария и Малахия, пророчествовавшие после пленения, первые два для утешения народа, последний — чтобы свидетельствовать против неверных иудеев, вернувшихся из плена и чтобы возвестить свидетельство и суд последних дней, который отделит остаток от злых, окружавших их.
Особый характер Иоиля и Аввакума
Я не сказал об Иоиле и Аввакуме, потому что каждый из этих двух пророков имеет свой особый характер. Их пророчества не относятся к суду язычников, как пророчества Наума и Авдия, и не датированы, чтобы указать нравственное значение, основанное на состоянии Израиля. Оба они описывают, особым образом, суд последних дней. Иоиль говорит об особом вторжении в страну и о суде народов, происходящем в тот же период, в связи с благословениями Израиля. В пророчестве Аввакума Дух, воспользовавшись в качестве повода особым судом, изображает духовные чувства и упражнения сердца, произведенные вѝдением зла и последствиями суда, и показывает состояние души, наученной Богом, перед лицом всего этого.
Нравственный обзор пророческих тем
Таким образом, мы находим у пророков (рассматривая их темы) следующее:
- Суд народа в общем, при этом дом Давида на время пощажен, Бог воздвигает Езекию, и в связи с этим провозглашен истинный Сын Давида. Это содержится у Осии, Амоса, Исаии и Михея.
Суд над Иерусалимом и его замена языческой империей, когда народ Бога полностью отстранен. Это мы видим у Иеремии, Даниила и Иезекииля; этот последний рассматривает все великие принципы взаимоотношений с Богом и судьбу Израиля как страны и народа.
Суд мира. Это — у Ионы, Наума и Авдия.
Опустошение последних дней, произведенное армией с севера, и суд народов, за которым следует временное благословение Израиля и духовно всякой плоти. Это — у Иоиля.
Наказание народа Бога через успех жестокости человека, — успех, который Бог допустил для этого наказания. Дух пророка, потрясенного злом, которое он видит в народе, и еще более потрясенного, когда он видит, что они угнетаемы их надменными врагами, — его дух понимает, что праведный будет жив верою и что это угнетение было необходимо, чтобы наказать зло и чтобы позволить гордости человека достичь той степени нечестия, которая ведет к суду, который уничтожит эту гордость навеки. Это — у Аввакума. Последняя глава является выражением чувств, произведенных этим наставлением: желания, воспоминания и упования веры, — веры, покоящейся на самом Боге во всех тех упражнениях сердца, которые история Его народа произвела в верном. Драгоценное утешение, когда мы думаем обо всем том, что наряжается в имя Бога!
Затем мы находим то, что относится к особым обстоятельствам иудеев, которые были возвращены в Иерусалим в виду пришествия Христа, и обстоятельства этого пришествия, так же как ответственность народа в отношении обстоятельств, в которых они уже находились, — Аггей, Захария, Малахия.
Особые вопросы, раскрытые у Ионы, Наума и Авдия
Остаются еще некоторые детали, которые необходимо отметить. Иона самым поразительным образом изображает нам терпеливую доброту Бога по отношению к миру гордых и легкомысленных грешников, причем в контрасте с нетерпением человека, которому вверены изречения Бога, желающего увидеть их исполнение для собственного удовлетворения, даже если это должно было произойти путем осуществления суда, который благодать желала отложить в ответ на смирение тех, кто являлся его объектами.
Наум, однако, показывает нам, что этот суд должен быть в конце концов осуществлен и что долготерпение — единственным результатом которого было прославление Бога — в итоге уступит место суду, который должен окончательно и навсегда положить конец всему, что превознеслось против Бога.
Авдий открывает нам не эту общую и публичную гордость мира, а ненависть к народу Бога, которая особенно видна у тех, кто был внешне связан с ним и кто по плоти претендовал на право наследства первенца.
Взаимоотношения Бога с миром и Его пути в отношении Христа и Израиля; Иона и Исаия
Сообщения, которые Бог дает нам у этих пророков о своих отношениях с миром и о том, как Он рассматривает его, полны интереса. Иона раскрывает нам значение выражения, использованного Петром: «...верный Создатель» [1Пет. 4,19]. У Исаии мы можем отметить богатое раскрытие путей Бога в отношении Христа и Израиля и связь этих вещей между собой и судом мира. В этой книге также глубоко раскрыты намерения Бога в управлении.
Наставления, данные Иеремией, Иезекиилем и Даниилом
Три других больших пророка дают нам наставления о большом значении этого кризиса в истории мира — этого критического момента, когда Сущий перестал управлять им посреди своего народа, и переместил место своей власти в среду язычников, и поместил эту власть в руки людей.
Амос и Осия о нравственном управлении Бога
Амос и Осия проливают для нас драгоценный свет на нравственное управление Бога; они изображают перед читателями Библии поразительные картины состояния дел в среде Его народа — фактов, которые послужили причиной суда, совершенного Богом; не только фактов, которые являлись результатом действий Бога, но также поведения, вызвавшего эти действия по отношению к Его народу. Это разоблачение их поведения исполнено смиряющего интереса.
Тема Михея
Михей (так же как Исаия), рассматривая эти же самые темы, в большей степени останавливается на обетованиях, связанных с Христом. В результате осуществления этих обетований народ будет восстановлен из состояния, в которое грех и суд Бога над этим грехом, вверг их. Мы уже отмечали, рассматривая начало книги Исаии, что там, хотя и говорится о Господе Иисусе, в первую очередь речь идет об Иудее, Израиле и народах; в конце книги в первую очередь говорится о Христе и последствиях Его отвержения народом.
Три пророка, пророчествовавшие после плена
Из того, что я уже сказал о трех пророках, пророчествовавших после возвращения из плена, необходимо понять, что они тоже рассматривают те же самые две темы.
Мессия представлен у Аггея и еще более подробно у Захарии. Состояние и судьба народа в большей степени видны у Малахии — все это в связи с последними днями[1].