Синопсис Д.Н. Дарби

Крик сердца по самому Богу

Благочестивый человек ходил в многолюдстве в дом Бога, но все это закончилось. Он изгнан из земли, и его мольба возносится с земли Иорданской — с Ермона, с горы Цоар. Все волны Бога прошли над ним. Ужасно было видеть, что враги овладели святилищем, имя Сущего в поругании, а того, кто был верен Ему, изгнали. Язычники, как сказано у Иоиля, пришедшие с силою, насмехаются над уповающими на верность Сущего, говоря: «Где Бог их?» (Иоил. 2,17). Это было, конечно, ужасным испытанием (как и для Христа на кресте, и для Него даже в большей степени, ибо Он возвестил, что Он был оставлен); словом, то, чем через веру Бог был для них, было подвергнуто испытанию. И именно об этой вере говорится в псалме. Сердце благочестивого вздыхает по Богу. И это не просто ради Его благословений, они утеряны; и с того времени лишь еще ярче выявилась ценность того, чем Бог сам являлся. То, что было самым болезненным, выражается следующими словами: «Где Бог их?» Но если святой больше не находится в Иерусалиме, то Бог является его верой. Вера говорит: «Я буду еще славить Его, Его лицо является спасением» [так в стихе 5]. Сердце также может обращаться к Нему (ст. 9), и под бременем повторяющихся оскорблений надеяться на самого Бога, что Он будет спасением лица того, кто уповает на Него. Читатель заметит, что в стихе 5 говорится о лице Бога, которое является спасением, а в стихе 11 Бог становится спасением лицу того, кто надеется на Него [так в англ. Библии]. Самым ценным здесь является то, что посредством лишения всех благословений и упражнений веры, связанных с этим, душа полностью хватается за самого Бога, Бог становится всем для нее.

Враги — язычники, нечестивые иудеи и злые

Враг в псалме 42 — это внешний враг, и угнетатель — язычник. Хотя, конечно, если говорить не о глубинах искупления, а лишь об обстоятельствах, интересно отметить сходство стиха 3 с тем, что Господь сказал на кресте; но в псалме 43, который является как бы дополнением к предыдущему, нам представлены нечестивый народ, иудеи и лукавый, неправедный человек, злой, хотя языческий угнетатель еще там (стих 2); ибо мы знаем, что они оба будут там в то время. Тот факт, что речь идет об иудейском народе, ведет мысль от остатка дальше, к возвращению к святой горе, к скинии и жертвеннику Бога. Стихи 3, 4 образуют основу книги.