Синопсис Д.Н. Дарби

Закон, написанный в сердцах

Псалом 119 представляет нам, в своем общем содержании, закон, написанный в сердце. Отсюда — его важное место в ряду псалмов. Также он явно связан с печалями Израиля в последние дни и прежней неверностью народа по отношению к Богу. Каждая из его двадцати двух частей представляет, я думаю, один особый этап упражнения сердца в связи с написанным в нем законом, хотя общий принцип один и тот же от его начала до конца. Я очень кратко отмечу основной смысл каждой части.

Блаженство хождения с Богом

Первая часть представляет нам, естественно, великий общий принцип. Третий раз мы находим: «Блажен человек» — возвращение души в испытании и бедствии к великой истине, выраженной в Псалме 1, где виден результат непосредственного управления Бога. Псалом 32 изображает блаженство прощения; здесь — блаженство хождения с Богом после возвращения скитальца, несмотря на все трудности и презрение, которые он мог встретить. Мы видим и еще одно особое благословение в конце первой книги, где так полно явлен Христос. В последнем псалме той книги (Пс. 41,1) говорится, что блажен тот, кто понимает бедного, будь это сам Христос или те, кто идет по Его стопам. Ибо первый псалом предполагает блаженство под управлением Бога, осуществляющего всю свою волю по отношению к праведным, и обратное кажется истинным. Действительно, как мы знаем, для человеческого взора это благословение является не выполненным полностью на земле (следовательно, вводя небесную и божественную праведность и искупление). С этого момента, в Псалме 41, истинное блаженство показано в способности различать, в понимании положения, в котором Господь, истинно Благословенный, был, будучи отвергнут людьми, — истинно бедный человек — сам заняв практически то место, о котором Он говорит как о блаженном, как мы видели в нагорной проповеди, где сформулирована великая истина закона в сердце. Здесь, в рассматриваемом псалме, в его первой части, нам представлены также тяжелые обстоятельства в мольбе: «Не оставляй меня совсем».

Очищение Словом

Во втором разделе псалма слово соединяет с Богом. Тот, кто хранит его, не просто блажен, но слово очищает его. Желание сердца практически сосредоточено на нем. Отметьте внутреннюю связь между Сущим и Его словом в стихах 10 и 11.

Божественная милость в испытаниях, связанная с законом в сердце

В третьей части мы очень ясно видим упование на божественную милость в испытании, связанную с законом в сердце. Благочестивый израильтянин взирает на пути, полные благости Сущего, чтобы иметь сердечное послушание, — хранить Его слово (ст. 17). Стих 19 описывает состояние этого верующего; стих 21, как мы видели во всей этой книге, показывает вмешательство Сущего, уже познанное в избавлении, хотя и не в полном благословении; стихи 22, 23 — презрение, которому подвергается бедный остаток. Закон Сущего являлся его наслаждением и утешением в этом положении.

Внутренние испытания; божественное облегчение согласно Слову

В четвертой части испытание является в большей степени внутренним. Душа этого верного повержена в прах, но он уповает на помощь Бога согласно Его слову. Он желает испытать воздействие этой живой воды, проистекающей от Бога. Он искренен перед Богом — он возвестил свои пути, и так всегда. Он хочет, чтобы Бог удалил от него путь лжи; он твердо держится слова и надеется на то, что Бог не даст ему постыдиться. Но он просит, чтобы его сердце расширилось, чтобы он мог свободно бежать по пути заповедей Бога. Таков обязательный результат наказания Бога. Душа, нашедшая радость в воле Бога и в святости, желает еще бежать в свободе. Хотя речь идет о заповедях, то есть о внешней стороне слова, тем не менее это всегда слово в сердце. Мы встречаем то же самое у Захарии и Елисаветы [Лук. 1,6], которые являются прекрасным нравственным выражением остатка. У христианина все это имеет абсолютный и более внутренний характер; это будет, скорее, святостью, чем свидетельствами (хотя он, возможно, может начинать с них), то ли когда Бог призывает его в первый раз, то ли после наказания. Для него речь идет о «хождении во свете, как Бог во свете», речь не идет о «заповедях и уставах Сущего». Однако, в принципе, в главном эти упражнения — одно и то же. Напрямую применять этот псалом к святым нашего времени — значит принизить уровень божественной мысли. Но представленная в нем природа нравственного упражнения может быть употреблена самым поучительным образом; ибо подчинение и вера посреди испытаний всегда верны, хотя формы, которые это принимает у иудея, намного ниже, чем у христианина (сравните то, что мы здесь видим, с Посланием Филиппийцам, где нам представлен опыт христиан).

Божественное водительство, научение, ободрение и утешение — все от Слова

Пятая часть выражает желание, чтобы Бог направлял и научал в своих путях и в соблюдении своего закона; шестая — молитва о милости на том пути, чтобы иметь мужество перед врагами и твердо держаться закона Бога. В седьмой части верный, оживленный словом, полагается на него; ибо Бог повелел уповать на него как на Его слово; так что теперь он полностью полагается на все его заверения. В бедствиях, когда не было никакого внешнего ободрения для естества, слово поддерживало его сердце. Это приводит к восьмой части: именно поэтому Сущий был уделом верного. Он стремился к Нему, судил себя, обращал свои стопы к свидетельствам Сущего. Он полагался на Него и хотел славить Его в тайных ночных бодрствованиях, когда его сердце было предоставлено себе. Он был товарищем всем, боящимся Сущего. Сущий просветляет его мысли, и он видит землю, наполненную Его милостью. Прекрасная картина движений сердца!

Поиск воли Бога

Девятая часть излагает обстоятельства, в которых находится верный во время, соответствующее этому псалму. В результате утешения, которое мы видели в предшествующем разделе, он может смотреть на окружающие его обстоятельства очами Бога и с Его мыслями. Этот раздел псалма намного больше, чем другие, представляет это нашему взору (то есть чувства, вызываемые этими обстоятельствами). Сущий уже сотворил благо своему рабу согласно своему слову [ст. 65], и он ищет наставления от Бога, чтобы ясно понять Его мысли. Он был под наказанием: прежде этого он уклонился от пути; но теперь он ходил в духе и путем послушания. Он видит, что гордые говорят против него ложь, а их сердце ожирело, как тук (никакой связи с Сущим ни в их состоянии, ни в духе послушания); и он видит, как это хорошо было для него пострадать, чтобы он научился уставам Сущего. Ничто так не указывает на правильное состояние души, как то, что она обращается к воле Сущего: «Господи, что повелишь мне делать?» — и считает благом все, что способствовало тому, чтобы она была приведена в это состояние; она дает воле Бога (как авторитету и нравственно) подобающее ей место в сердце.

Надежда творения в Слове Творца

Десятая часть содержит две главных мысли. Сущий — Создатель верного, Тот, кто сотворил его; и благочестивый взирает на Него, чтобы Он направлял свое бедное создание как верный Создатель. Боящиеся Сущего возрадуются, когда они увидят Его, ибо они уповают на Его слово. Во-вторых, он знает, что именно по своей верности Сущий причинил ему страдания, и он надеется, что к нему придут утешения, гордые покроются стыдом, а боящиеся Сущего обратятся к Нему. Все это связано с непорочностью сердца в уставах Сущего.

Мольба об избавлении по причине хождения по повелениям Сущего

В одиннадцатой части вопль становится более настойчивым. Верный находится под давлением испытания, его душа истаивает в ожидании спасения, в ожидании, что Сущий произведет суд, ибо он живет по повелениям Сущего. И гордые преследуют его без причины. Они не обращают внимания ни на Сущего, ни на Его закон.

Пребывающая верность Бога

В двенадцатой части творение свидетельствует о неизменной верности Бога; Его слово утверждено на небесах, где ничто не может достичь его или поколебать. Если бы закон Сущего не поддерживал сердце верного, то он бы погиб под грузом страдания. Воистину, как прекрасно обладать Словом в таком мире, как этот! Мы имеем большее, чем заповеди, но мы можем сказать: «Я видел предел всякого совершенства». Другая мысль, в большей степени выражающая упование, вырастает из всех этих упражнений сердца: «Твой я».

В тринадцатой части верный выражает свое внутреннее наслаждение законом Сущего и его воздействие на его духовное разумение.

Радость псалмопевца в водительстве, утешении, поддержке и ценности Слова

В четырнадцатой части закон направляет его в его пути. Страдающий и угнетенный, он ожидает утешения от Того, чьи суды он избрал своим путем, несмотря на врагов и на их ловушки.

Пятнадцатая часть изображает отвращение, которое испытывает верный, видя тех, у кого двоящиеся мысли [в рус. вымыслы, ст. 113], и направляет свой взор на Бога как на свое убежище [ст. 114], и отвергает делающих зло. Он рассчитывает на поддержку Сущего, чтобы не быть постыженным в своей надежде, и смотрит со священным трепетом на неотвратимый суд над злыми.

В шестнадцатой части он более настойчиво требует вмешательства Сущего для избавления. То, как нечестивые устранили закон Сущего, заставляет его лишь теснее прилепиться к нему. Настало время Сущему действовать.

Результат крепкой привязанности к закону и свидетельствам Сущего

Все последующие части представляют воздействие этой крепкой привязанности к закону и свидетельствам Сущего, ценность закона во всех отношениях для сердца этого верного. Мы видим испытание, в котором он еще пребывал на этом пути праведности, и то, как он желал ходить путями Сущего, когда он будет избавлен, а также его глубокую печаль в отношении нарушителей закона. Он просит быть наставленным, оживленным, сохраненным и вспоминает вечный характер свидетельств Бога, вспоминает, что он оставался твердым, несмотря на угнетения нечестивых.

Нравственное состояние Израиля в последние дни

Последняя часть более общая, как завершающая, хотя та же по духу, что и другие. Она, так сказать, подводит итог всему псалму. В ней верный выражает желание, чтобы вопль угнетенного, обретшего свое наслаждение в законе, взошел пред лицо Сущего; он просит разумения согласно Его слову — избавления согласно ему; и говорит, что его уста провозгласят хвалу, когда он научится Его уставам. Его язык возгласит Его слово. Он чувствует праведность Его заповедей и надеется, что Его рука будет ему в помощь; ибо он избрал Его повеления. Он жаждет спасения от Сущего (он не возлагает свое упование на человека). Закон Сущего был его наслаждением, а не его собственная воля и не пути преуспевающего человека. Он просит жизни, чтобы восхвалять Сущего и чтобы Его суды являлись его помощью; ибо перед ним была сила смерти и зла. В конце он признает, что заблудился, и надеется на Сущего как на Пастыря Израиля, что Он отыщет его, ибо он не забыл Его заповедей. Таково нравственное состояние Израиля в последние дни, когда (в их земле, как я понимаю) закон написан в их сердцах, но полное избавление и окончательное благословение еще не пришли. Псалом фактически раскрывает нравственное состояние сердца тех, кто боится Бога в обстоятельствах, пророчески описанных в Псалме 118.