Синопсис Д.Н. Дарби

Христос посреди Израиля, направляющий и пробуждающий восхваление Сущего

Псалом 145 пророчески простирается до тысячелетнего царства, после того как беды закончились и могло быть восхвалено полное избавление. Мы видим здесь Христа в духе — возможно, даже Его лично, — руководящего восхвалением Сущего среди Израиля, пробуждающего эту хвалу среди людей. Следовательно, хотя в этом псалме лишь выражается намерение, он по своему характеру является диалогом. Во-первых, руководящий хвалой выражает свое намерение восхвалять Сущего во веки веков: одно поколение возвестит другому хвалу Его дел. «Я буду говорить» [так в начале ст. 5]. Видно, что его сердце исполнено хвалой, и он высказывает ее (ст. 5): «И люди будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою». Затем он прерывается, самым прекрасным образом, чтобы говорить о благости; ибо еще от избытка сердца говорят уста. Все дела Сущего восхвалят Его. Его святые благословят Его. Предметом их хвалы будет слава царства Сущего, и они провозгласят Его силу, чтобы явить всему человеческому роду Его могущественные дела и славное величие Его царства, которое является царством всех веков. Затем в стихах 14-20 описывается характер Сущего.

Стих 21 возвращается к намерению сердца того, кто руководит хвалой. Христос говорит здесь как человек; в стихе 1 Он сказал: «Боже мой». Сущий рассматривается как Царь. В общем, внешние дела и величие Сущего восхваляются другими (остатком), которые в псалме называются «они», в то время как при каждом упоминании Его чудесных деяний и великих дел, тот, кто говорит «я» и «мой» (Христос), скорее восхваляет самого Сущего, — то, чем Он является. Именно величием, великолепием и совершенством Сущего наполнено его сердце, как мы видим в стихах 3, 5, 8 — 10; но он упоминает также, в общем, Его пути и Его характер благости и милосердия (ст. 14 — 19). Необходимо отметить, что говорящими в псалме являются: тот, кто руководит хвалою; святые (иудейский остаток); и мир в общем — сыны Адама (человека). С этой точки зрения псалом представляет большой интерес, ибо мы видим в нем Мессию, первого в восхвалении Сущего, исполняющего слово: «О Тебе хвала моя в собрании великом». И как наполнено Его сердце хвалой! Царство Сущего установлено, все соединяются в хвале: ее начинает Мессия среди Израиля, затем ее подхватывают сохраненные святые, и наконец, под их управлением — весь мир; они восхваляют Его величие, Его великую благость и Его чудесные дела.