Псалмы. Псалом 15
Награда за честность сердца на путях закона
Затем возникает вопрос: кто будет иметь участие в благословениях той святой горы, когда Господь учредит на Сионе место своей праведной власти?
Псалом 15 дает ответ: тот, кто ходит в честности сердца на пути закона. Заметьте здесь, что благочестивые (когда вокруг них все крайне темно, а нечестивость полностью господствует, и разрушены основания человеческой земной надежды даже в том, что относится к Богу на земле, и нечестивость заняла место праведности) возводят свои глаза на высоту и видят незыблемый престол Бога на небесах, и таким образом соединяется все на небе и на земле; в то же время, что касается того, куда они взирают, то это Сущий, находящийся в своем святом храме, и избавление, приходящее от Сиона. Именно так в действительности все это и будет (см. Ис. 66,6). Незыблемый престол на небесах установит в несомненной власти долго пустовавший престол на земле. Сущий будет в своем храме, но будет царствовать в лице Христа на Сионе. Это по своему характеру является иудейским избавлением и соответствует праведным надеждам иудеев.
Полнота взаимоотношений с Сущим в испытаниях
Здесь необходимо сделать одно важное общее замечание, а именно, что остаток в полной мере обладает осознанием своих отношений с Сущим. Какими бы ни были испытания, положение остатка, нечестивость народа или угнетение со стороны язычников в земле, — вера остатка полагается на свои отношения с Сущим. Именно поэтому Сущий представлен находящимся в своем святом храме [11,4], хотя пока что нет никакого проявления Его силы. Следовательно, мы пока не видим, что остаток полностью изгнан из земли, не видно здесь и проявления силы антихриста. Когда антихрист установит свою власть, то будет открытое отступничество и изгонят верных. Но рассматриваются злой и язычник как таковые, в стране. Мы ясно осознаем из Псалма 11, что злой указывает здесь на характер, а не на личность. Именно поэтому это слово употреблено здесь во множественном числе везде, кроме стиха 5, где злой противопоставлен праведному.
Обзор псалмов 11 — 15: остаток среди народов, ожидающий в вере избавления с Сиона
Эти псалмы, оставляя без внимания изгнание остатка из Иерусалима, с надеждой открывают нам другую сцену и изображают избавление, осуществляемое Сущим, когда Он действительно возвращается в Иерусалим; они изображают не уничтожение антихриста Господом, сошедшим с небес, но — изгнание языческих угнетателей Сущим, утвердившимся на Сионе. Именно поэтому говорится обо всем Израиле (Пс. 14,7), и избавление приходит с Сиона. Также именно поэтому эти псалмы, насколько они применимы к Христу, рассматривают время, в течение которого Он ходил по земле перед своим окончательным отвержением. Они, не считая Псалмов 2 и 8, не относятся непосредственно к Нему, но к остатку. Но в своем хождении на земле Он начиная со своего крещения Иоанном Крестителем в благодати публично соединяется с остатком, как в конце своего пути Он вкусил в благодати их завершающие страдания в конце их истории.
Эти псалмы представляют нам положение остатка тогда, когда они еще занимают свое место среди народов, которые еще открыто не порвали с Сущим через отступничество, но нечестивость которых фактически являет себя и созревает до своей высшей точки. И верные переходят с верою ко времени, когда Сущий, восседающий на Сионе, спасет свой народ, изгоняя всех язычников из своей земли и возвращая весь Израиль из плена. Перед нами полная картина последних дней, кроме второй половины последней седьмины власти антихриста. Сущий все еще в своем жилище, публично признанный. Точно так было в дни Господа. В Псалме 14,5 говорится об Элохиме, потому что здесь речь идет не об отношениях, а о самом Боге в Его природе и в Его характере. Это не человек, и не что-либо от человека, даже не сила сатаны, бывшая там, но Бог был с родом праведных.