Псалмы. Псалом 18
Христос — центр избавлений Израиля
Псалом 18 представляет нам связь Христа со всей историей Израиля и в частности вхождение Христа в страдания смерти (однако не в искупительные страдания — эти страдания представлены в Псалме 22). В этом псалме четко видна связь избавления Израиля и окончательного суда, исполненного на земле в интересах этого народа, а также право, которое Христос имел на это вмешательство. Несомненно, искупление было абсолютно необходимо для этого, но Его страдания рассматриваются здесь не с этой точки зрения. Бог находит свое наслаждение в Нем и воздает Ему в соответствии с Его честностью, и с Ним избавляет страдающий остаток, страдания которого Он разделил. Одним словом, Христос является центром всех избавлений Израиля — причина их избавления из Египта, их полного и окончательного искупления в силе в последние дни, а затем — также их личным Избавителем. Он зависим от Сущего, Сущий услышал Его, и Его страдания — перед нами, но в конце Он совершает с силою Сущего избавление своего народа, а затем является верным свидетельством милости Бога (кесед) к своему помазаннику Давиду и к его семени навеки. Милость здесь не является просто такой, как мы бы говорили о ней грешникам, но явлены и испробованы благосклонность и благодать, становящиеся таким образом источником благочестия в человеке. Это милосердие особенно восхваляется в Псалме 89, где термин «касид», святой, применяется лично к Христу, в котором сосредоточены доброта, благочестие и милосердие. Он — «касид» (Пс. 89,19). Поэтому благословения, дарованные Израилю в конце (и действительно всем, кто обладает ими), называются теми же словами: «Надежные милости Давида» [Ис. 55,3], подтвержденные вечным заветом, и воистину, как апостол показал нам, надежные посредством воскресения Христа [Деян. 13,34], делая очень ясной их связь с Его страданиями смерти в этом псалме.
Псалом 18 — иллюстрация тогдашнего и будущего применений пророчества
Этот псалом представляет нам также прямое библейское доказательство и пример применения особо важного принципа, касающегося природы всех псалмов и дающего ключ к их общему характеру и их форме. Мы знаем из 2Сам. 22, что поводом для этого псалма было празднование Давидом избавления от рук Саула и всех его врагов. Но очевидно, что язык псалма никоим образом не останавливается внезапно на каких-нибудь особых событиях из жизни Давида и что в своем основном намерении Дух Бога не рассматривает даже то, что случилось с этим страдающим Давидом, уже помазанным, что являлось поводом для написания этого псалма. Дух Бога берет обстоятельство, которое представляет личный теперешний интерес для того, кого Он использует просто как пророка в качестве повода, чтобы выявить бóльшую и более обширную сцену, которой один Христос может быть центром и совершенным разъяснением и относительно которой более близкие обстоятельства (например, Давида) образуют лишь одно звено (хотя, возможно, и очень интересное) в цепи, ведущей к полному проявлению Бога и Его путей в их великом результате. Так было со всеми пророками, только здесь это дано в более личной пророческой манере. Вторжение Сеннахирима, например, служит поводом, чтобы ввести на сцену Ассирийца последних дней. Таким образом, пророчества имели применение в высшей степени интересное в то время, когда они были произнесены, и раскрывали тогдашнее управление Бога, но были также откровением завершающих событий на земле в тех же нациях и народах, в которых управление Бога должно быть и будет полностью и окончательно проявлено. Пророчествам не должно давать «частное толкование», ιδιας επιλυσεως (см. 2 Петр. 1,20 [в рус. «разрешить самому собой»]), но они составляли часть великого плана божественного правления.
Псалмы — то, что приготовлено Духом для будущих дней, или пророчество, относящееся к Христу
В Псалмах непосредственная причина и пишущий иногда почти полностью исчезают, никогда они не являются главным объектом, хотя все же они не должны сбрасываться со счета там, где слова псалмов являются выражением личного чувства, а не откровением объективных фактов. В последнем случае обстоятельства, среди которых находится пишущий, почти не отражены в содержании. Псалмы в большей степени, чем другие части пророчества, выводят личность автора, хотя верующие видят, что Святой Дух использовал чувства говорящего, чтобы снабдить этим сердца других, однако при этом Дух руководил, и действовал в них, и вел пишущего посредством своей собственной силы далеко за пределы того, что его уму могли внушить обстоятельства. Чувство, по своей природе соответствующее событию, которое могло послужить причиной написания псалма, было только поводом для Святого Духа использовать автора, чтобы заготовить божественную запись, имеющую целью направлять чувства в будущие времена или раскрыть чувства самого Христа, взявшегося за дело (тяжбу) своего народа. Они могут также быть чувствами автора, как это часто происходит, когда речь идет о благочестии; но во всех случаях приводимые слова заготовлены Духом для будущих дней или же это пророчество, относящееся к самому Христу и к тому, какое место Он занимает в путях Бога с Израилем, и простирается — если рассмотреть книгу Псалмов в целом — до полного и явленного восхваления результатов этих путей.
Избавление, уже совершенное Сущим
Псалом 18, как мы уже сказали, содержит всю историю Израиля и говорит, как если бы избавление из-под угнетения враждебной силы уже было осуществлено. Но он особо восхваляет самого Сущего, Избавителя, и всегда выражает зависимость, в которой пребывает по отношению к Нему говорящий. Такова тема этого псалма. Затем, как обычно это делается в Псалмах, он идет через все обстоятельства, которые ведут душу к тому, что восхваляется в первом стихе или стихах. Нам представлен Христос, муки смерти окружили Его, множество беззаконников осаждают Его, страдания ада угнетают Его, путы смерти — вокруг Его души. Я не сомневаюсь, что эти слова были буквальным выражением того, что испытал Давид, как это видно из стиха 50. Однако, как я сказал выше, это лишь повод, и суть псалма относится к Христу: Он проходит в своей душе, как в Гефсимании, через муки смерти. Это является основой всего остального.
Зависимость и молитва, а также результаты
То, что следует за этим, — зависимость и мольба. В своем бедствии Он умоляет Сущего и взывает к своему Богу. Сущий слышит Его, как пребывающий среди Израиля, Его вопль доходит до Него. Потом следуют результаты. Христос представлял здесь только Израиль, ибо это никак не относится здесь к собранию. Стихи 7-16 нам представляют избавление Израиля из Египта посредством вмешательства силы Сущего. Но это еще не все трудности Израиля. Необходимо, чтобы сила его врагов, которые были сильнее его, что касается плоти, была уничтожена. Это также было осуществлено, и он приведен в место процветания.
Праведность, которая радует Бога
И это вводит другой принцип — праведность, которой радовался Бог; которая, хотя она абсолютно и совершенно находится только в Христе как в живущем человеке, характеризует, однако, благочестивый остаток Израиля — тех, у кого в сердцах выгравирована любовь к закону Бога. Этот принцип раскрывается с конца стиха 19 до стиха 26. Христос — основание всего этого, но это изображает Его как разделяющего положение и страдания своего народа. Он есть Израиль в духе; и поэтому, тогда как вся ценность Его совершенства — пред Богом для этих верных (совершенство Того, чья вся жизнь, в Его отождествлении с остатком, была приятна Богу), мы должны посмотреть на это с точки зрения остатка и самого Давида. Ибо хотя Христос занял место посреди остатка в своем совершенстве, чтобы дать им ценность этого совершенства перед Богом как приятных Его взору, однако в этом псалме нам по существу представлено состояние тех, к кому это совершенство должно быть отнесено. Следовательно, мы находим: «Я хранил себя от моего беззакония [в рус. остерегался, чтобы не согрешить мне]».
Это очень важное выражение, чтобы правильно судить о буквальном использовании Псалмов. Христос мог сказать: «От беззакония», но лично сказать: «От моего беззакония» — Он не мог. Дух благочестия (Христа) в остатке, трудясь, таким образом предохраняет их от следования за плотью. Они признают, что если Израиль заблудился, они все заблудились. Но как общий принцип эта нечестивость была их собственной — то, что было в них самих; только они были хранимы от нее и именно в этом заключается истина во внутреннем человеке, как раз то, что Бог ищет [Пс. 51,6]. Именно управление Бога здесь ясно представлено нам в своем неизменном принципе (стихи 25, 26). Итак, так как Христос взялся за дело остатка, как соединенный с ними, с этими «превосходными земли», то вся ценность того, что вызывало наслаждение Бога в Нем, и что посредством благодати воспроизводилось в них, являлось принципом их принятия перед Богом, хотя, в конце концов, все должно иметь своим основанием искупление. Но в их случае эта честность и божественная внутренняя природа проявлялись в том, что они были сохранены от своих природных путей. Но была другая часть этого управления — нежная забота об угнетенных, посредством которой они были спасены и вся человеческая гордость унижена (ст. 27). Посреди тьмы мог сиять светильник и свет поднимается во тьме для праведных [ст. 28].
Вхождение Христа в силе ради остатка
Сейчас перед нами предстает другая сцена: введение силы для избавления остатка. И как в начале Христос принял участие в страданиях, и затем мы видели остаток в его собственном состоянии, однако Христос при этом не отделен от них, что касается интереса к ним и связи с ними (потому что речь не идет о единстве, которое является уделом собрания), так здесь Христос также должен лично принять силу, подобно тому как в Евангелии по Марку мы видим Его занятого посевом и жатвой, а в промежутке между этим все оставалось без Его личного вмешательства или видимой заботы, хотя урожай всегда был Его. Слово Бога во всем являет себя твердым, а сам Сущий был щитом для тех, кто уповал на Него. Но сейчас Он дает силу и победу своему помазаннику для Израиля, начиная от стиха 29 и до конца. Несомненно, это язык Давида, но это по сути введение царства Христа.
Безоговорочная победа; введение того, что относится к тысячелетнему царству
Если ухватить общий характер последней части псалма, то нескольких замечаний будет достаточно, чтобы изобразить подробности: всю эту концовку псалма характеризует победа, — победа, которой ничто не может противостоять, но в стихе 43 есть некоторые особенности, которые необходимо отметить. Здесь представлены три группы людей, как те, кто должен служить Мессии: народ, от мятежа которого Он избавлен; язычники (Он поставлен их главой); затем некий народ, до этого неизвестный, с которым Он не был связан, как в Израиле. То есть Мессия избавлен от мятежей и восстаний нечестивых иудеев; поставлен главою язычников; и наконец, народ, до настоящего времени чужой, будет служить Ему — стал теперь народом, который принадлежит Ему. Подчинение будет непосредственным, так очевидны сейчас Его слава и сила. И даже там, где нет действительной искренности или по крайней мере доказательств этой искренности, они будут сразу же служить, поклоняясь Ему. Речь идет здесь о тысячелетнем царстве: Сущий опять признан.
Пройдя с Израилем или по крайней мере с иудеями через все трудности пути, мы возвращаемся, так сказать, к первоначальному тезису псалма. Я не вижу здесь антихриста. Единственная фраза, которая может относиться к нему, находится в стихе 48: «человек жестокий», но я думаю, что этот жестокий человек — это внешний враг: потому что этот псалом восхваляет Сущего среди язычников, тогда как уничтожение антихриста приведет к хвале среди иудеев. Необходимо заметить, что здесь, хотя и облаченный Богом в силу, Христос представлен зависимым человеком, и на земле или страдающим, или побеждающим. Мы находим Его (как мы могли видеть из изучения подробностей в стихах 4-6 в начале псалма) в Его страданиях и испытании; и хотя частично представлен Давид, однако, по сути, со стиха 32 нам вновь представлен Мессия. В промежутке между ними мы видим Израиль, сначала избавленный как народ, затем проходящий через страдания и бедствия. Потом устанавливаются принципы управления Бога, и приходит избавление. Очень интересно видеть, после того как была введена личность Мессии и показана Его связь с благочестивым остатком, что вся публичная история Израиля зависит от начала до конца от Его интереса к ним, от Его участия в их скорбях: «Во всяком страдании их Он страдал» [так в Ис. 63,9].