Псалмы. Псалом 38
Благочестивый человек под наказанием Бога
У Псалмов 38 и 39, как я сказал, особый характер. Праведный сердцем стремится и ищет избавления, и прощение грехов даровано ему как благословение. Но в этих двух псалмах остаток воздыхает под бременем наказания за грехи, связанного с управлением Бога; и он осознает, почему они страдают от руки Бога. В Псалме 6 верный умоляет Сущего пощадить его в гневе — чтобы этот гнев не был частью страданий, которые он терпит в своем положении; но здесь они находятся под всей тяжестью дисциплинирования за грех: жезл достиг стада снаружи, а душу — внутри. Речь идет о каждом из них в отдельности, но все же рассматривается именно остаток. Те, кто любил благочестивого, становятся вдали от его язвы; враги же безжалостно составляют замыслы против него и ищут его жизни. Однако он перед Сущим со всеми своими желаниями и всеми своими воздыханиями. Его сердце — верно перед Сущим, он признает Его, но он как немой перед человеком. Стрелы, которые пронзили его, являются для его души стрелами Сущего; и именно к Нему он обращается. И это верно (стихи 13-16). Святой склоняет свою голову и покоряется. Его враги активны и сильны. Но хотя его наказывает Сущий, он уповает на Него; потому что смиренная душа признает наказание справедливым. Но он может уповать на избавление от своих врагов. Желая восторжествовать над ним, они были рады, что его нога поскользнулась. Но он объявляет о своем нечестии и печалится из-за своего греха, который он признает. Он не оправдывается, и не прячет свою душу от Бога: именно к Богу он взывает, с тем чтобы Он поспешил ему на помощь.
Псалом 38 представляет нам прекрасную картину состояния души; потому что Дух заботится о всяком возможном случае, даже о том, когда праведник совершает падение, которое может навлечь на него строгое наказание и вызвать радость нечестивых. Но тот, кто верен сердцем, принимает наказание за свое беззаконие и помещает себя открыто перед Богом, исповедуя свой грех, однако вверяясь Ему, чтобы быть избавленным от нечестивых. Как бы печален ни был такой случай, ничто другое в большей степени не являет истину перед Богом и доверие Ему. Как исповедать свой грех и надеяться на помощь от Бога, когда имела место неверность, Он был обесчещен, и враги радовались этому? Никаких оправданий, никаких попыток скрыть! Праведный исповедует все и предает себя в руки Бога. Картина состояния остатка не была бы полной без этих деталей, как и наставление благодати для каждой души во всякое время.
Совершенное сострадание Христа в наказании
Тогда возникает вопрос, насколько Дух Христа разделяет состояние, выраженное в этом псалме? Я полагаю, полностью, хотя, конечно, Христос никогда не мог лично находиться в нем. Очевидно, автор был под впечатлением какого-то серьезного наказания, — наказания, которое было явлено открыто. Такие случаи в полной степени могут в будущем происходить среди остатка. Этот принцип к тому же имеет универсальное применение. Христос, конечно, не мог быть наказан за что-либо, но имея перед собой грех во всей его тяжести и встречая на своем пути все страдания, которые пали на народ, Он может, хотя Он является «зеленеющим деревом», разделить суд, приходящий на «сухое дерево» [Лук. 23,31][40]. Он не мог сказать то, что говорится здесь, но Он может совершенно сочувствовать тем, кто должен сказать это. Он приготовил им слова, которые посредством Его Духа будут является выражением этого в их сердцах. Если бы Он не выстрадал весь гнев за эти самые беззакония, которые давят всем своим грузом на их совесть, и которого (гнева) во всей его строгости они избегают, то просто не было бы необходимости в этом наказании, исходящего от управления Бога, в котором они просили бы об избавлении. Поэтому также, когда страдания имеют такой характер, Христос может более, чем просто прочувствовать это, ибо во всех этих бедах, которыми они окружены, Он понес самую большую часть.