Псалмы. Псалом 51
Полное исповедание истинного остатка в отношении смерти Христа
Псалом 50 — истинное исповедание верных из остатка, они полностью понимают мысли Бога (см. ст. 16). Имеет место истинное и полное уничижение за грех пред Богом, и в то же время — упование на Него. Истинная вера народа Бога надеется на Него, что Он очистит и избавит. Признается весь грех сердца и естества, и исповедуется ужасное преступление — смерть Христа (ст. 14). Унижение принимается, но с ощущением того, что очищение Бога совершенно. Он создает также чистое сердце. Остаток молится, чтобы Дух Его святости (о котором Аггей говорит, что Он пребывал с ними после всех их грехов (Аг. 2,5) несмотря на вавилонский плен) не был отнят от них, чтобы они не утратили чувство присутствия их Бога. Некоторые нашли затруднения в этом стихе, я же не вижу его. Никакое добро не могло быть сделано святыми Ветхого Завета, кроме как посредством Святого Духа; и если бы у них был отнят этот Дух, то вся их радость и утешение прекратились бы и уступили место тьме. Верный молится, чтобы этого не произошло. Ни на мгновение не может быть сомнения в том, что Дух действовал в святых Ветхого Завета. Вопрос заключается в том, присутствовал ли Он точно таким образом с ними и обитал ли Он в них в силу дела и славы Христа, соединяя их с воскресшим Главой (точнее Головой) на небесах? Этого, конечно, не могло быть. Это дело еще не было исполнено, человек Иисус еще не был введен в славу. Новый Завет очень ясно говорит об этом. Святого Духа еще не было (Иоан. 7,39) [слова «на них» вставлены в рус. переводе], но необходимо было, чтобы Он действовал в святых и со святыми. Он действует во всем благом; вся деятельность Бога в творении — посредством Духа, как во время сотворения Он носился над поверхностью вод, но особенно он действует в сердцах людей для всякого блага, которое там, и чтобы быть источником радости и силы у святых, как мы видим это у пророков и у других.
Святой, обладающий разумением своего положения, не может сейчас сказать то, о чем говорится в ст. 11; он знает, что Бог не отнимет у него своего Духа. Возможно, в своей тревоге Он мог так выразиться, причем с искренним сердцем; и Бог в своем милосердии услышал бы его — но это не было бы сказано с разумением. Покаяние Израиля, как мы неизменно узнаем из наставлений Писания (см. Деян. 3), — путь, ведущий к благословению Сиона. Примет ли Бог их жертвы? В этих двух псалмах мы находим разделяющий суд в Израиле, связанный с нечестивостью, грех против Сущего, суд, который является истинным избавлением для остатка; затем (когда Он явился) — полное исповедание, даже исповедание вины в пролитии крови Спасителя.
Псалмы 50, 51 как излагающие обстоятельства того, что следует
Эти два псалма завершают, что касается обстоятельств, изображение всей сцены, которая предстает перед нами и образует основу всей этой книги. Серия псалмов, начинающаяся с Псалма 52 (как это мы видели в других случаях), предоставляет и раскрывает выражение чувств, подходящих остатку в этих обстоятельствах; следовательно, в них нам представлено не так много испытаний и страданий у тех, кто находится среди зла, как у тех, кто обременен фактом, что он видит, как зло господствует и побеждает, даже в месте, принадлежащем Сущему. Отсюда следует также, что эти псалмы, в общем, обращены к Богу и к Всевышнему, Богу обетования, а не к Сущему, Богу благословений завета, ибо верные далеко от места этих благословений. Каждый раз, когда это будет не так, я постараюсь дать необходимые замечания. После того, как все эти страдания, вызывающие вздохи об избавлении, раскрыты, вплоть до полного озарения надеждой, показывается положение Христа, однажды пострадавшего в Израиле и вознесенного на небеса, в силу которого Он мог помочь этому народу и избавить его. Все это применяется к остатку, так же как к последней молитве Давида в его страданиях, и когда он насыщен днями, и, характеризуя положение самого Израиля в конце, приводит к тысячелетнему царствованию Христа в характере Соломона.