Псалмы. Псалом 63
Стремление к самому Богу; восхваление даже в пустыне
Если Псалом 61 был воплем уныния, Псалом 62 — упованием и ободрением доверия Богу, то псалом 63 — это стремление души верного, все еще изгнанного и удаленного от святилища (что касается нас, мы можем говорить так о небесах, ибо там мы посредством веры увидели силу и славу), но имеющего как свой удел, посредством веры в саму милость, песнь хвалы даже в пустыне, с туком и елеем для насыщения. Этот псалом прекрасен с этой точки зрения, ибо он показывает нам как познание Бога порождает хвалу в душе, и так во все времена. Отметим две детали: во-первых, самые восторженные слова — так как милость Бога лучше, нежели жизнь, уста верного восхваляют Бога, хоть жизнь в пустыне и была печальной; во-вторых, так как Бог был его помощью, то он будет петь от радости под Его защитой [ст. 7]. Стих 8 показывает практический результат: его душа крепко прилепилась к Богу, а Его правая рука поддерживала его. Душа страстно желает увидеть Его силу и Его славу (как она видела ее в святилище); она насыщается как туком и елеем и также радуется в тихом ночном бодрствовании, когда все внешние волнения утихают и она предоставлена сама себе. Те, кто искал душу праведного, чтобы погубить ее, сойдут в преисподнюю, но царь возрадуется в Боге. Те, кто исповедует Его имя, будут прославлены, а уста тех, кто говорит лживо и отворачивается от него, будут закрыты. Говорящим вновь является царь, и этот псалом относится к самому Христу в большей мере, чем к остатку. Что касается Его, Он желал увидеть славу, из которой Он сошел; для иудея эта слава была в храме; для нас она открыта во Христе, и мы видим ее посредством веры в святилище, в которое Он вошел.
Между этим псалмом и Псалмом 84 есть различие: в Псалме 84 мы видим желание снова возвратиться в святилище, чтобы посещать его; в Псалме 63 — это жажда по самому Богу; там вожделенны скинии Сущего, Бога завета; здесь сам Бог является наслаждением, когда нет никаких скиний, чтобы посещать их[43].