Псалмы. Псалом 68
Бог во главе своего народа в величии
Этот псалом является продолжением предыдущих, ибо он восхваляет введение Израиля в положение, описанное в них. И все же он имеет особый характер и сам по себе обладает целостностью и завершенностью. Он начинается с той фразы, которую Моисей произносил при отправлении ковчега, когда стан Израиля трогался в путь в пустыне под управлением Бога, а столп облачный поднимался и двигался перед ними [Чис. 10,35]. Так и сейчас. Бог занимает это место во главе своего народа. Псалом начинается внезапно, очень величественно: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его». Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Бога. Праведники же возвеселятся пред Богом и восторжествуют в радости. Он явится к стыду сильных, которые противостоят Ему, и для славы бедных, которые ходят в праведности. Таким образом, смысл этого псалма достаточно ясен, но если мы читаем дальше, мы видим прекрасное раскрытие характера Того, кто так вмешался. Он отец сирот, судья вдов. Он делает так, чтобы одинокие жили в семьях, но непокорные обитали в засушливой земле. Суд является истинным и милостивым избавлением блаженного Бога. И сейчас Его народ может воспевать Его доброту.
Затем напоминается история народа (ст. 7). Таким Он был, когда выводил Израиль из Египта. У Синая земля тряслась из-за Его присутствия. Но Он излил на свое наследие освежающий дождь, укреплял свой усталый народ, когда Он приготовлял свои блага для бедного. Теперь нынешние обстоятельства говорят об этом с еще большей силой к сердцам остатка: «Господь (Адонай) дал слово: великое множество женщин (дочерей израильских), воспевающих благую весть» (ст. 11). Цари поспешно убегают. Как неожиданно и полно избавление! Сидящие в домах, самые спокойные женщины, делят добычу, ибо это было деянием Господа. Затем появляется Израиль во всей своей красоте, хотя они пребывали в бедности и несчастьях[44]. Посреди всех притязаний и устремлений народов есть воля Бога. Бог бросает вызов этим притязаниям человеческой силы: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать?» Сион являлся горой Бога, и Он хотел сделать ее своим вечным жилищем. Он рассеял царей ради своего остатка, и посреди них Он желал обитать. Но откуда приходит это великое избавление? Господь взошел на высоту, принял дары как человек и для людей; да, даже для мятежного Израиля, о котором здесь говорится, чтобы Сущий обитал посреди этого народа.
Восхваление полного восстановления благословений и славы Израиля, источник этого восстановления
Они же возносят хвалу Богу их спасения; ибо их Бог был Богом спасения, и с какой же силой истины Христос свидетельствовал об этом! Но они все еще являлись смертными людьми на земле. Их избавление было земным и временным, хотя оно являлось избавлением святых. Но Он всегда будет их вождем, даже до смерти. И Он истребит нечестивых. И сейчас показана истинная причина этого взрыва радости (которой сердце было наполнено так сильно, что не могло спокойно говорить о причине): Израиль опять восстановлен в силе; его враги сокрушены; восстановлен великолепный порядок его храма; колена взойдут туда, цари принесут дары. Бог предназначил свою силу, и народ рассчитывает на Его силу, что он укрепит то, что Он сделал (ст. 28). Затем следует подчинение всех врагов и всех сильных. Князья придут из Египта, и Эфиопия прострет свои руки к Богу. Все царства земли призываются воспеть хвалу Господу (Адонаю). Сила должна быть приписываема Богу, но Его величие, то, в чем Он прославляется, — над Израилем; и место Его жилища в силе — в облаках, Его сила охраняет Его народ. Это является полным восстановлением благословения и славы Израиля и, воистину, даже более, чем восстановлением; все это является следствием восхождения Господа, чтобы Он получил дары как человек.
Господство Христа
Но, в то время как это является вмешательством Бога во власть правосудия для благословения остатка и низложения человеческой власти и всякого высокомерия человеческой воли, — «Бог поднимается» перед своим земным народом, и Его враги бегут — есть некоторые детали, которые выявляются здесь и на которых следует остановиться. Во-первых — использование имени Господь (Адонай). Имя «Ях» [короткое от Яхве, Иегова] встречается в стихах 4 и 18, но всегда говорится именно об Адонае. Это не имя взаимоотношений, связанных с заветом, хотя «Ях» напоминает его, но имя силы в действии; речь идет о Господстве — божественном Господстве, — но все же Господстве. Я думаю, что именно это признал Фома, когда сказал: «Господь мой и Бог мой». Это совсем не то, что в фразе: «Скажи братьям Моим: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» и т. д. Это Бог, но явленный в силе как Господь, так же как в Псалме 2,4: «Господь посмеется над ними». Только там Он еще не является вновь сошедшим, тогда как здесь Его восхождение, рассматривается как нечто прошедшее. Здесь речь не идет о Боге, как таковом, который дает, но о Том, кто является Адонаем, взошел и получил дары как человек и в отношении человека. Он принял их в своем адамовом характере (характере последнего Адама), пленив плен (Деян. 2,33-36). Он здесь человек, вознесшийся на высоту, хотя и много больше; и как глава, приняв дары в Человеке [так в Пс. 68,18 в англ.], — человеческий глава славы — Он раздал эти дары (Деян. 2, Еф. 4). Но хотя как человек, и для человека, и в человеке, было добавлено еще нечто особое: «...даже для противящихся, так чтобы Ях, Бог мог обитать среди них». Здесь появляется остаток, Израиль в нашем псалме. Поэтому апостол не цитирует концовку стиха, а останавливается на средине фразы, на том факте, что дары были приняты Им для человека.
В следующих псалмах мы увидим унижение этого Благословенного. Какой контраст! Но это вовсе не значит, что Он станет менее славным или будет представлять меньший интерес для сердец, которые узнали и знают, кто Он!