Синопсис Д.Н. Дарби

Нужда в благословении Сущего; восстанавливающий труд

Я долго сомневался, читая Псалом 85, относится ли первая часть его к внешнему избавлению и благодати, проявленной в нем, а заключительная — к подготовке к введению народа в обладание этим благословением через восстановление души каждого святого в отдельности; или (мы видели, что такой случай часто имеет место) сначала идет утверждение главного результата, как темы псалма, а затем — описание страданий остатка и божественные действия, ведущие к этому результату. После внешнего избавления народа последует дело восстановления в душах. Я не говорю сейчас об этом псалме с большой уверенностью в отношении этого. В целом, я склонен думать, что в нем верные израильтяне стремятся обладать божественным благоволением, когда они избавлены от всех врагов, и их избавление показало им, что они прощены. Таким образом, первые три стиха закладывают это основание, говоря о том, что Бог проявил благосклонность к своей земле и возвратил плен Иакова. Это была великая истина, относящаяся к народу в целом. Но стих 4 показывает, что восстановленный народ нуждается в другом благословении: в реальности их отношений с Богом. «Возврати нас, Боже спасения нашего» [так в ст. 4]. Сущий был Богом их спасения, но они нуждались в Его благословении среди земли. Они хотели, чтобы Его народ радовался в Нем. Как часто это является истинным для души, которая знает, что она прощена! Она ищет милости и спасения Сущего, и таким образом восстановлена в Его благосклонности, и внимает, чтобы знать, что будет говорить Элохим-Сущий, ибо она рассчитывает на Его милосердие. Он скажет мир своему народу (публичный характер верных) и своим святым — остатку, который должен обладать им. Вера имеет уверенность, во всех отношениях, что спасение Бога близко к боящимся Его, чтобы слава Сущего обитала на земле.

Милость и истина, праведность и мир, божественные принципы установления благословения

Последние стихи прославляют в замечательных выражениях божественные принципы, на которых с этого момента устанавливается благословение. Милость Бога и Его истина сейчас встретились. Его обетования, всегда истинные, теперь исполнились посредством Его милости. Необходимо отметить, что в псалмах милость всегда предшествует праведности и истине. Ибо Израиль, отвергнув Господа, утратил все права на обетование — стал полностью виновным и не имеет праведности, на которую он мог бы опереться, и содержался в неверии, чтобы они также могли быть объектами чистой милости [Рим. 11,32]. Но через дело Христа эти обетования теперь будут исполнены, и милость и истина встретятся. Но более того, Сущий по благодати являлся праведностью тех, кто составлял остаток; и, следовательно, эта праведность является для них миром; и то, что в суде было бы их уничтожением, в благодати явилось их миром — «праведность и мир облобызаются». Мне вряд ли нужно говорить, как верны эти великие принципы в отношении любого грешника для еще лучших и небесных благословений; здесь они применяются к земным благословениям. Истина произрастет из земли (то есть ее плод, полный результат истины и верности Бога будет явлен в благословениях, в полных благословениях на земле). Но эти благословения не будут результатом праведности, осуществленной человеком здесь, на земле, на основе закона. Праведность будет смотреть с небес [ст. 11]: это праведность Бога. Сущий — их праведность. И это делало ее прочной. Сущий дает то, что является благим, и земля благословлена. Праведность прокладывает путь самому Сущему в земле (Его земле, несомненно), путь благословения. Его царствование будет охарактеризовано так: «Царь будет царствовать в праведности» (Ис. 32,1). Не будет больше угнетения, праведность не будет более держаться вдали и истина спотыкаться на площади, как говорится в Ис. 59,14. Суд возвращается на землю, и управление принимает следующий характер: «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32,17). Эта последняя характеристика является практической, но она представляет собой результат того факта, что праведность посмотрела с небес, более того, что она установлена на земле (ср. Пс. 72,1-7, где нам представлено описание этого благословенного положения).