Синопсис Д.Н. Дарби

Вера народа в Сущего; желание Его возвращения в избавлении и благословении

Первый псалом книги (90-й) помещает народ (то есть его благочестивую верующую часть) на основание веры в Сущего и выражает его желание быть избавленным и благословленным Его рукой. Сначала благочестивый израильтянин признает, что Сущий — жилище Израиля из рода в род, их прибежище и их дом; далее, что Он — вечный Бог прежде существования мира, что Он возвращает человека в один момент, как Ему представляется благим: время не являлось временем для Него. Сейчас Израиль был истребляем Его гневом. Но это не все: хотя Его сила — абсолютна, она не использовалась произвольным образом. Это истинное и святое нравственное управление; представлено нелицемерное исповедание не только явных грехов, но этого святого управления, которое выводило тайные грехи во свет Его лица (ибо так, благодарение Богу, Он действует) [ст. 8]. Их дни проходили в этом гневе. Они просят, чтобы гордость их сердца была сломлена до такой степени, что они помнили бы свою слабость и то, что они смертны, с тем чтобы они избавились от самодовольства [правильный перевод середины ст. 10: «...и гордость их — труд и тщета»], такого естественного для их бедных сердец, и чтобы они приобрели мудрое сердце благодаря страху Бога [ст. 12]. Человек помещен на свое место, и Бог — на свое, и при этом Израиль уповает на Сущего; все это исполнено наставлений, относящихся к нравственному положению, соответствующему в тот день остатку, — в принципе это всегда верно. Итак, взор обращен к Сущему, чтобы Он вновь пришел с избавлением, на что указывает слово веры — «доколе?», и, что касается Его слуг, они просят, чтобы как страдания исходили от Него, так также Его дело пусть будет явлено теперь: чтобы красота [так в англ. в ст. 17, в рус. «благоволение», ср. Пс 27,4] Сущего, их Бога, пребывала на них, и чтобы их дело было утверждено Им [в рус. «споспешествуй»]. Это есть истинная вера касательно отношений, но отношений с суверенным Богом в Его святом управлении на земле. Но если это так, то это говорит о том, что Сущий есть Бог Израиля.