Песня Песней. Введение
Чувства остатка к Царю и чувства собрания
Эта книга рассматривает иудеев или по крайней мере остаток совершенно под другим углом зрения. Она говорит о чувствах, которые царь может зародить в их сердцах и посредством которых Он привлекает их к себе. Какими бы сильными эти чувства ни были, они не развиваются согласно тому положению, в котором формируются собственно христианские чувства. Отличие вот в чем: они не обладают ни глубоким покоем, ни глубокой сладостью чувств, проистекающих из уже созданных, познанных и полностью оцененных отношений; чувств, связи которых сформированы и признаны; чувств, рассчитывающих на полное и постоянное признание этих отношений; чувств, которыми каждая сторона наслаждается как чем-то несомненным в сердце другой. Желание того, кто любит и ищет чувств объекта своей любви, не является сладким, полным и установленным чувством супруги, с которой брак создал нерасторжимый союз. В первом случае отношения являются только лишь желаемыми — следствием состояния сердца; во втором случае состояние сердца является следствием отношений. Итак, хотя брак Агнца еще не состоялся, тем не менее, ввиду откровения, данного нам, и осуществления нашего спасения, собранию присущ этот последний характер любви. Хвала и слава Богу за это! Мы знаем, в кого мы уверовали. Однако сила и энергия желания еще сохраняются, ибо слава и брак Агнца еще грядут. Каково же положение собрания! С одной стороны, полная уверенность в отношениях, с другой стороны, страстное ожидание Господа невестой, чья любовь, однако, хорошо известна, — ожидание, связанное со славой, в которой Он придет получить ее (невесту) для себя самого, чтобы она всегда была с Ним.
Это не является положением иудея. Ему ведь надо знать, что его Возлюбленный принадлежит ему. Вот в чем вопрос. То, что имеется общий принцип, — это верно. Христос любит свое собрание, Он любит свой земной народ, Он любит душу, которую Он привлекает к себе; так что есть нравственное применение к нам самим, которое очень драгоценно. Тем не менее важно проводить различие и не применять к собранию то, что относится к Израилю, иначе мы исказим истинный характер наших чувств и упустим то, что причитается Христу.
Христос для остатка и остаток для Христа
Песня Песней показывает затем восстановление взаимоотношений между Христом и остатком, чтобы посредством упражнений сердца — необходимых ввиду их положения — они могли быть укреплены в уверенности в Его любви и в знании того, что все исходит от благодати, причем благодати, которая никогда не может иметь недостатка. В таком случае Христос полностью известен как Соломон. Его сердце становится подобным колеснице Его добровольного народа (Амми-надиб), которая увозит Его [6,12].
Глава 8,1 предоставляет нам отрывок, который может служить выражением того состояния ума, которое рассматривается в этой книге: «О, если бы ты был мне брат... тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя». Тем не менее Дух Бога желает заверить сердце остатка в любви Спасителя, мы видим, что выражение желания сердца обладать своим Возлюбленным не прекращается, пока оно не достигло своей цели. Сердце убеждается согласно действию Духа пророчества; ибо действительно Христос — для остатка, а остаток — для Него. Все основывается на этом. Но сердце нуждается в заверении, как в подобных случаях мы видим и в других местах.
Таким образом, дав общее представление, мы выделим некоторые черты, которые развиваются по ходу этой книги и которые имеют большое нравственное значение для нас.