Софония. Глава 3
Остаток призывается ожидать Сущего, пока Он восстанет в суде
Среди этого суда над народами Сущий занимает главное место. В главе 3 Дух Бога, раскрывая нечестие, вызвавшее его, поворачивается к остатку и увещевает их ждать Сущего, так как всякая надежда пропала. Он просвещает их относительно своих путей и открывает им, каким образом это завершится благословением для Израиля.
Бог был среди святого города, теперь оскверненного, но который не пожелал ни приблизиться к Нему, ни послушаться Его. Его князья — угнетатели земли, его судьи — хищники, его пророки — пустые и вероломные, его священники осквернили святилище. Сущий был там, чтобы показать им их грехи и свой суд, но злые были бесстыдны в своем нечестии. Несомненно, Сущий истребил народы и опустошил их, но Израиль, конечно, как бы ни был наказан, получит наставление — Сущего не заставят истребить их. Однако они непрестанно портили все свои дела, потому что не слушали Сущего, который явил им такую нежность, который был так близко к ним; а Израиль (не названный) опускается до уровня народов, являющихся объектами справедливого суда Бога, и остаток призывается (ст. 8) уповать на одного Сущего, собирающегося исполнить этот суд, призывается ожидать момента (так как ничто не тронуло ожесточенные сердца этого народа), когда Сущий поднимется на добычу [в рус. «восстанет для опустошения»]. До этого момента ничего нельзя было сделать. Израиль не послушался. Суд не относился к остатку. И один суд мог положить конец их несчастью. Бог соберет все народы, чтобы излить свой пламенный гнев на них, — серьезное и всеобщее свидетельство пророков. Но затем Он повернет к ним[1] чистые уста, чтобы они призвали имя Сущего и служили Ему единодушно. И Он соберет вместе всех рассеянных Израиля из самых отдаленных земель.
Иерусалим собран вместе для благословения; песнь хвалы, которую Дух сочинил для Сиона и научил его ей
Иерусалим больше не вспомнит свой позор, его преступления будут полностью изглажены. Гордые будут удалены из него: смиренный и презираемый народ останется среди него, убежищем которого будет лишь Сущий; маленький остаток не будет делать нечестия и не будет говорить лжи. Они будут пастись и покоиться в безопасности, никто не будет страшить их. Стихи 14-17 содержат песнь хвалы, которую Дух сочиняет для Сиона и учит ей его, — тех, кого Он призывает петь ее с благодарением Сущему, удалившему его приговор навсегда, находящемуся посреди него, радующемуся в своей любви к нему [середина ст. 17 переводится: «...возрадуется о тебе с радостью, успокоится в любви Своей»]. Все скорбевшие о поношении Сиона и воздыхавшие о его торжественных празднествах, соберутся вместе, а враги его будут истреблены, его дети же будут иметь хвалу и славу в каждом месте, где их презирали и поносили. Израиль будет предметом хвалы среди всех народов земли.
Заметим, что пророчество Софонии относится к народам, а не к языческой империи (о которой он ничего не говорит), и что отношения Израиля, о которых оно повествует, — с Сущим: их поведение по отношению к Мессии не затрагивается. Это — Израиль, Иерусалим и Сущий. Христос виден только в этом характере. Особые пути Бога в языческой империи, в миссии Его Сына и в положении иудеев, последующем за Его отвержением, опущены, чтобы остановиться только на суде над Израилем вследствие его взаимоотношений с Сущим, их Богом. Христос появляется только в самом общем плане как Сущий, царь (гл. 3,15).
Ясно показаны суд над всеми народами и его нравственный результат, абсолютная необходимость этого суда, так как Израиль, среди которого Бог пребывал, не хотел слушаться; и их цель, и их практический результат отмечены с точностью большей, чем в любом другом пророчестве, с ясным и недвусмысленным утверждением, что именно тогда, когда Бог осуществляет суд над собранными народами, они обретут чистые уста и научатся призывать Его. Обращение к остатку, его характер, наслаждение Сущего в нем изложены с превосходной красотой.