Введение в Новый Завет. Евангелия (введение)
Евангелия, в общем, раскрывают эти характеры Христа, не догматически (Евангелие по Иоанну единственное имеет в некоторой степени эту форму), но посредством того, что они так описывают историю Господа, чтобы представить Его в этих различных характерах намного более живым путем, чем если бы это было изложено нам только в учении. Господь говорит согласно тому или иному характеру, Он действует в одном или другом; так что мы видим Его самого, исполняющего то, что соответствует различным званиям, чтобы мы знали, что это Его звания согласно Писанию.
Христос отрыт как личность, которую мы знаем; полнота благодати Бога
Таким образом, не просто нам представлен характер, глубоко познаваемый в его нравственных деталях, согласно его истинному духовному смыслу, также как значение и намерение Бога, открываемые в нем, но в этих характерах сам Христос, Его личность, становится объектом веры и сердечных привязанностей. Это не просто учение, а личность, которую мы узнали. Благодаря этому драгоценному средству, которое Бог благоволил использовать, истины, касающиеся Иисуса, становятся намного более связанными с тем, что происходило прежде, с ветхозаветной историей. Изменение образа действия Бога связано со славой личности Христа, в связи с которой произошел этот переход от взаимоотношений Бога с Израилем и миром к небесному и христианскому порядку. Эта небесная система, несмотря на то, что имеет характер, в большей степени отличающийся от иудаизма, чем было бы в случае, если бы Господь не приходил, не является учением, которое, противопоставляя себя, отменяет то, что предшествовало ему. Когда Христос пришел, Он представил себя иудеям с одной стороны покорным закону и с другой стороны семенем, в котором должны быть исполнены обетования. Он был отвергнут, так что этот народ не только нарушил закон, который он нарушил еще у Синая,[8] но утратил все права на обетования, а безусловные обетования всегда имели свои отличия (см. Рим. 10). Бог не мог ввести всю полноту своей благодати. В то же время исполнились образы и символы, проклятие закона было осуществлено; пророчества, говорившие об унижении Христа, были исполнены; и отношения всех душ с Богом – всегда привязанных к Его личности, когда Он однажды явился, – были связаны с положением взятых Искупителем на небеса. Поэтому была открыта дверь язычникам и полностью раскрыты намерения Бога в отношении собрания, тела вознесенного Христа. Сын Давида по плоти, открытый Сыном Бога в силе через воскресение из мертвых, Он был служителем обрезанных ради истины Бога, чтобы утвердить обетования, сделанные отцам, и чтобы язычники могли прославить Бога за Его милости. Он был первенцем из мертвых, Главой своего тела, собрания, чтобы во всем Он мог иметь первенство.
Новый порядок вещей, связанный с личностью прославленного Христа, ставит свою печать на все, что предшествовало ему
Слава нового порядка вещей была настолько более превосходной, настолько более возвышенной по сравнению со всяким земным порядком, предшествовавшем ему, так как он связывался с личностью самого Господа, и причем с Ним как с прославленным человеком в присутствии Бога, Его Отца. И в то же самое время то, что теперь имело место, положило свою печать на то, что предшествовало ему, как на имевшее свое истинное место и установленное Богом, ибо Господь явил себя на земле в связи с системой, существовавшей до Его прихода.
Христос, как Он представлен в первых трех Евангелиях и у Иоанна
Первые три Евангелия показывают нам то, как Христос был представлен человеку в его ответственности, особенно Израилю. Иоанн представляет нам божественный и вечный характер Господа, с первой главы Иоанна Израиль рассматривается как отвергнувший Его, сам народ – ожесточен и отвергнут, и мир – как безразличный к присутствию своего Создателя; и с этого момента в этом Евангелии полностью раскрывается действенная и суверенная благодать, а также рождение свыше и крест, как основание небесного.