Введение в Новый Завет. Краткий обзор Нового Завета
Порядок истин, открытых в Новом Завете
Теперь необходимо дать общее представление о содержании Нового Завета или, скорее, порядок, в котором открывается содержащаяся в нем истина.
Нет необходимости отступать от того порядка, в котором обычно расположены книги, не придавая, однако, ему какого-либо значения.[5]
Первой темой, представленной нам, является история и личность самого Господа Иисуса, содержащаяся в четырех Евангелиях.
Вторая – образование собрания и распространение евангелия в мире после Его вознесения. Эти события изложены в Деяниях апостолов.
Затем представлены развитие истинного учения Христа, забота, оказанная апостолами собраниям и отдельным душам, с указаниями, необходимыми для хождения, которое прославит Господа во время ожидания Его возвращения, опровержение заблуждений, которыми враг хотел нанести ущерб вере, и наставления, необходимые для того, чтобы сохранить верных от искушений со стороны орудий злобы врага. Все эти темы, особенно первая, включают личную славу Господа. Все это относится к содержанию посланий.
Наконец мы находим пророчества, говорящие о зле, которое затемняет и искажает свидетельство, воздаваемое Христу в этом мире, и которое, полностью развившись, приведет к суду. Эти пророчества также открывают развитие судов Бога, которые завершатся уничтожением тех врагов, которые осмелятся открыто восстать против Агнца, Царя царей и Господа господствующих; а также открывают славу и благословение, которые следуют за этими судами. Эта последняя тема связывает христианское учение с откровением путей Бога в отношении управления этим миром. Эта тема в большей степени развита в Откровении, а в различных посланиях показана ее связь с упадком в церкви.
Четыре Евангелия, представляющие различные характеры Христа
Мы естественно начинаем с Евангелий, которые показывают нам историю жизни Господа и представляют Его нашим сердцам (или посредством Его дел, или посредством Его речей) в различных характерах [в смысле «в различных качествах», «с различных сторон»], которые делают Его драгоценным во всех отношениях для душ Его искупленных, согласно дарованной им мере разумения и согласно их нужде, – характерах, которые, хотя Он изображен здесь в унижении (сравните 1Кор. 2,8), в совокупности формируют полноту Его личной славы, насколько мы способны постичь ее здесь на земле в наших земных сосудах.[6]
Очевидно, что, согласно советам Бога и согласно откровениям слова, Господь должен объединять в себе более одного характера на земле для явления своей славы и поддержания и проявления славы своего Отца. Но, для того чтобы это могло произойти, необходимо было, чтобы Его можно было видеть в свете Его истинной природы в хождении здесь на земле. Ему обязательно нужно было исполнить служение, которое Он должен был воздать Богу, так как Он был истинным слугой, причем слугой, служащим Богу посредством слова в среде Его народа согласно Пс. 40 (например, стихи 8,9,10), Ис. 49,4.5 и многим другим отрывкам.
Многочисленные свидетельства провозгласили, что Сын Давида должен воссесть по воле Бога на престоле своего Отца, и исполнение советов Бога в отношении Его земного народа связано в Ветхом Завете с Тем, кто должен таким образом прийти и кто будет находиться в положении Сына Бога по отношению к Сущему Богу.
Христос, Мессия, или, что является просто переводом того же самого слова, Помазанный должен был прийти и представить себя Израилю согласно откровению и советам Бога. И это обетованное семя должно было быть Эммануилом (Бог с народом).
Но этот характер Мессии, хотя надежды иудеев вряд ли шли дальше этого, – и они даже взирали на это по-своему, просто как на возвеличивание своей нации, не имея никакого осознания своих грехов или последствий своих грехов, – этот характер Мессии, не был единственным, провозглашенным пророческим словом (которое открывало советы Бога) в отношении Того, кого ожидал даже мир.
Он должен был быть Сыном человека – имя, которым Господь любил себя называть, имя, имеющее большое значение для нас. Мне кажется, что Сын человека есть, согласно слову, Наследник всего, что советы Бога предназначили человеку в качестве его удела во славе, всего, что Бог даст человеку согласно этим советам (см. Дан. 7,13.14, Пс. 8,5.6, Пс. 80,17, и Пр. 8,30.31). Но чтобы Он был Наследником всего, что Бог предназначил человеку, Он должен быть человеком. Сын человека был воистину от человеческого рода – драгоценная и утешительная истина! Рожденный от женщины, действительно и воистину человек, причастник плоти и крови, сделавшийся подобным своим братьям.
В этом характере Он должен был пострадать и быть отвергнут, чтобы Он мог наследовать все в совершенно новом положении, воскресший и прославленный. Он должен был умереть и воскреснуть, так как наследие было оскверненным, а человек был мятежником – Его сонаследники также виновны, как и прочие.
Но затем Он должен был быть Слугой, великим пророком, хотя являлся Сыном Давида и Сыном человека и поэтому полностью человеком на земле, рожденным под законом, рожденным женщиной, семенем Давида, наследником прав рода Давида, наследником того, что предназначалось человеку согласно намерениям и советам Бога. Но для этого Он должен был прославить Бога согласно положению, в котором находился человек, – падший в своей ответственности; Он должен был удовлетворить этой ответственности, чтобы прославить Бога здесь, но, в то время как здесь осуществлялось пророческое свидетельство, – быть верным свидетелем.
Но кто должен был являться всем этим? Являлось ли это только официальной славой, о которой Ветхий Завет говорил, что человек должен ее наследовать? Состояние людей, явленное под законом, и без закона, доказало невозможность того, чтобы они, такие, какими они были, стали причастниками благословений Бога. Отвержение Христа являлось окончательным доказательством этого состояния. И фактически человек нуждался в первую очередь в примирении с Богом, независимо от всех домоправлений и особого управления земным народом. Человек согрешил, и для славы Бога и спасения людей было необходимо искупление. Кто мог совершить его? Человек сам нуждался в этом. Ангел должен сохранять свое место и не мог сделать большего, он не мог быть спасителем. И кто среди людей мог быть наследником всего, и чтобы все дела Бога были в Его власти согласно слову? Только Сын Бога должен был наследовать все, Он был Создателем всего этого, который должен был владеть этим. Таким образом, Он, который был Слугой, Сыном Давида, Сыном человека, Искупителем, являлся Сыном Бога, Богом Творцом.[7]