Евангелие по Иоанну. Глава 20
Краткий обзор глав 20 и 21
В главе 20 в нескольких основных фактах из тех, что имели место после воскресения Иисуса, нам кратко представлена картина всех последствий этого великого события в непосредственной связи с благодатью, результатом которой они являлись, а также чувства, которые должны быть видны в верных, когда они снова введены в общение с Господом. С другой стороны здесь представлена картина всех путей Бога вплоть до откровения Христа остатку перед тысячелетним царством. В главе 21 нам изображено тысячелетнее царство.
Воскресший Иисус; Мария Магдалина ищет Иисуса; доказательства Его воскресения
Мария Магдалина, из которой Он ранее изгнал семь бесов, первой предстает здесь – трогательное выражение путей Бога. Она представляет, в чем я не сомневаюсь, иудейский остаток того дня, лично преданный Господу, но не знающий силы воскресения. Она одинока в своей любви, сама сила ее любви приводит ее к уединению. Она не была единственной спасенной, но только она приходит искать – неправильно искать, если хотите, – Иисуса, прежде чем свидетельство о Его славе воссияло в мире тьмы, потому что она любила Его. Она приходит прежде других женщин, когда было еще темно. Это – любящее сердце (мы уже увидели это в верующих женщинах), заполненное Иисусом, когда еще совсем не было публичного свидетельства человеку (и в ответ на это Иисус впервые после своего воскресения являет себя). Однако ее сердце знало, где можно найти отклик. Когда она не находит тело Христа, она идет к Петру и другому ученику, которого любил Иисус. Петр и другой ученик идут и находят доказательства воскресения, совершенного (в отношении самого Иисуса) со всяким спокойствием, приличествующем силе Бога, великой, как та тревога, которую эта сила произвела в мыслях человека. Здесь не было спешки, все было на своих местах, а Иисуса там не было.
Чувство Марии; Хороший Пастырь и Его овцы
Однако двумя учениками не двигала та же привязанность, которая наполняла сердце той, которая являлась объектом такого великого избавления[68] со стороны Господа. Они видят, и по этим зримым доказательствам верят. Это не является духовным пониманием мыслей Бога через Его слово – они увидели и уверовали. В этом нет ничего, что собирает учеников вместе. Иисуса не было, Он воскрес. Они удовлетворились этим и ушли к себе домой. Но Мария, движимая скорее чувством, чем разумением, не удовлетворяется холодным осознанием того, что Иисус воскрес[69]. Она полагала, что Он все еще мертв, так как она Им не обладала. Его смерть, то, что она не нашла Его опять, увеличивает глубину ее любви, ибо Он сам являлся предметом этой любви. Все знаки этой любви проявлены здесь самым трогательным образом. Она полагает, что садовник должен знать, о ком она спрашивает, не называя ему Его, ибо она помышляла лишь об одном (как если бы кто-то спросил о любимом члене семьи: «Ну, как он?»). Наклонившись над гробом, она поворачивает голову, когда Он подходит, и затем Хороший Пастырь, воскресший из мертвых, называет свою овцу по имени, а знакомый и любимый голос – могущественный согласно благодати, которая таким образом позвала ее, – тотчас открывает Его ей, услышавшей этот голос. Она поворачивается к Нему и говорит: «Раввуни! (то есть, мой Учитель)»
Новое положение Господа и взаимоотношения с остатком
Открывая себя таким образом возлюбленному остатку, который Он избавил, Он показывает, что все изменилось в их позиции и в Его взаимоотношениях с ними. Он не намеревался сейчас телесно пребывать в среде своего народа на земле. Он не возвратился назад, чтобы восстановить царство Израилю. «Не прикасайся ко Мне», – говорит Он Марии. Но посредством искупления Он осуществил нечто более важное. Он поместил их в то же самое положение, в котором Он сам пребывает у своего Отца и своего Бога; и Он называет их (чего Он никогда не делал, и не мог сделать прежде) своими братьями. До Его смерти пшеничное зерно оставалось одно. Чистый и совершенный, Сын Бога, Он не мог находиться в тех же взаимоотношениях с Богом, что и грешник; но, в том славном положении, которое Он вновь собирался занять уже как человек, Он мог, благодаря искуплению, соединить с собой своих искупленных, которые были очищены, возрождены, усыновлены в Нем.
Новое положение остатка с Ним
Он посылает им слово об этом новом положении, которое они должны были занять вместе с Ним. Он говорит Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Воля Отца – исполненная посредством славного дела Сына, который как человек занял свое место вне греха со своим Богом и Отцом, – и дело Сына, источника вечной жизни для них, привело учеников в то же самое положение, какое имел Он сам перед Отцом.
Воскресший Господь посреди собранных учеников; Он приносит мир
Свидетельство об этой истине собирает учеников вместе. Они встречаются при закрытых дверях, уже не защищенные заботой и силой Иисуса, Мессии, Сущего на земле. Но если у них не было более убежища благодаря присутствию Мессии, то среди них пребывал Иисус, принесший им то, чего они не могли иметь прежде Его смерти, – «мир».
Ученики, посланные в этот мир, имеющие мир, как отправную точку
Однако Он не принес им это благословение просто как их собственный удел. Предоставив им доказательства своего воскресения и того, что, находясь в теле, Он был тем же самым Иисусом, Он помещает их в этот мир как в отправную точку их миссии. Отец, вечный и бесконечный источник любви, послал Сына, пребывавшего в ней, являвшегося свидетелем этой любви и мира, который Он, Отец, изливал вокруг себя, где грех не существовал. Отвергнутый в своей миссии, Иисус сотворил – ради мира, в котором грех существовал, – мир (покой) для всех, кто примет свидетельство о благодати, которая и произвела его; и Он сейчас посылает своих учеников из лона этого мира (покоя), в который Он привел их (посредством искупления грехов благодаря Его смерти), свидетельствовать о нем этому миру.
Святой Дух, данный, чтобы они имели мир и силу
Он говорит снова: «Мир вам», чтобы послать их в мир, облаченных в мир (покой) и наполненных им, их ноги обуты в него; как и Отец послал Его. Для этого Он дает им Святого Духа, чтобы согласно Его силе они могли нести прощение грехов миру, который склонился под ярмом греха.
Различие между дарованием Святого Духа здесь и в день Пятидесятницы
Я не сомневаюсь, что в историческом плане сказанное здесь о Духе отличается от того, что мы видим во 2-й главе Деяний, так как здесь Дух является дыханием внутренней жизни, подобно как Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизни. Здесь не представлен Святой Дух посланный с небес. Таким образом, Христос, который является оживляющим (в рус. Библии «животворящим») Духом, передает им духовную жизнь согласно силе воскресения[70]. В общем, в этом отрывке образно представлено следующее: святым, собранным в результате свидетельства о воскресении Христа и Его уходе к Отцу, дарован Дух, и это представляет собрание в его нынешних привилегиях. Таким образом, мы видим остаток, преданный Христу благодаря любви; верующие в личном плане признаны как дети Бога и находятся перед Ним в том же положении, что и Христос; и затем – собрание, основанное на этом свидетельстве, собранное вместе, с Иисусом, находящимся посреди них, наслаждающееся миром; и видим его членов, в личностном плане поставленных (в связи с миром, который Христос добыл) свидетелями миру о прощении грехов, – им было вверено управление в этом вопросе.
Фома, который отсутствовал во время первого собирания
Фома изображает иудеев в последние дни, которые поверят, когда они увидят. Блаженны те, кто уверует не видя. Но вера Фомы не носит характера, связанного с положением сыновства. Он признает (остаток также признает это), что Иисус – его Господь и его Бог. Он не был с учениками, когда они впервые собирались как церковь.
Здесь Господь своими действиями освящает первый день для своих встреч со своими в духе здесь на земле.
Цель евангелиста в том, что он здесь описал
Евангелист далек от того, чтобы описать все, что совершил Иисус. То, о чем он рассказал, связано с сообщением вечной жизни во Христе; во-первых, что Иисус есть Христос, Сын Бога; и, во-вторых, что, веруя, мы имеем жизнь через Его имя. Именно этому и посвящено данное Евангелие.