Евангелие по Луке. Глава 5
Другие призваны, чтобы соединиться с Ним в Его славном деле
Он Человек, и Он пришел ради людей. В этом славном деле Он соединит с собой других (гл. 5). Он имеет право делать это. Если Он по благодати является слугой, то Он таков в соответствии с силой Святого Духа. Он творит чудо, хорошо подходящее для того, чтобы поразить тех, кого Он призовет, и которое заставило их почувствовать, что все было подвластно Ему, что все зависело от Него, что там, где человек ничего не мог сделать, Он мог сделать все. Петр, пораженный в совести через присутствие Господа, исповедует свое недостоинство, но привлеченный благодатью, идет ко Христу. Благодать возвышает его и назначает его тем, кто будет говорить о ней: ловцом человеков. Это уже не проповедник праведности среди народа Бога, а Тот, кто привлекает в свои сети тех, кто был далек от этой праведности. Он привлекал к Себе, будучи проявлением на земле силы и характера Бога. Там пребывала благодать.
Дело благодати без осквернения, Всемогущий
Он был там с желанием и силой исцелять то, что являло собой образ греха и было излечимым только посредством вмешательства Бога. Но Бог вмешался; и в благодати Он может сказать и говорит тому, кто признал Его силу, но сомневается в Его желании: «Хочу, очистись»[13]. Тем не менее Он, как послушный закону, подчинялся иудейским уставам. Иисус молился как человек, зависимый от Бога. Это было Его совершенство как человека, рожденного под законом. Более того, Он должен признавать уставы Бога, еще не отмененные вследствие Его отвержения. Но это послушание как человека стало свидетельством, ибо только сила Сущего могла исцелить проказу и Он исцелил ее, и священникам надлежало признать то, что произошло.
Сын человека, использующий свою власть и право как Сущий, прощая грехи
Однако Он дает прощение, так же как и очищение. Он представляет доказательство этому, снимая всякую немощь и наделяя силой того, кто ею не обладал. Это не было учением о том, что Бог мог прощать. Они верили в это. Но Бог вмешался, и прощение было там. Им не нужно было более ждать ни последнего дня, ни дня суда, чтобы знать свое положение. Не требовалось приходить Нафану и возвещать это от имени Бога, который был на небе, в то время как Его народ был на земле [2Сам. 12,13]. Прощение пришло в личности Сына человека, сошедшего на землю. Всем этим Иисус дает доказательства силы и прав Сущего. В этом случае это было исполнение Псалма 103,3, однако в то же время Он представляет эти доказательства, как совершенные силой Духа Святого, который без меры в человеке, в Его собственной личности, истинного Сына Бога. Сын человека был там перед их глазами, в благодати, чтобы употребить эту власть, – доказательство того, что Бог их посетил.
Сила благодати проявлена посреди Израиля
В обоих этих случаях[14] Господь, показывая власть, готовую к распространению, и причем к распространению за пределы этой сферы, показывает ее в связи с Израилем. Очищение было доказательством силы Сущего посреди Израиля, и прощение было связано с Его управлением в Израиле, и поэтому доказало себя совершенным исцелением больного согласно уже приведенному псалму[15]. Несомненно эти права не ограничивались Израилем, но в тот момент они были использованы в связи с этим народом. Он очистил в благодати то, что мог очистить лишь Сущий, Он простил то, что лишь Сущий мог простить, удаляя все последствия их греха. В этом смысле это было прощение с точки зрения управления; присутствует сила Сущего, способная полностью восстановить Израиль, – по крайней мере везде, где вера могла воспользоваться этим. Впоследствии мы встретим прощение для умиротворения души.
Благодать вышла за пределы Израиля
Призыв Левия и то, что за ним следует (ст. 27-39), показывают не только то, что этой силе благодати, которая приносит мир и жизнь, суждено выйти за пределы Израиля, но и то, что «старый сосуд» не способен вынести ее. Она должна сама создать для себя сосуд.
Стойкость веры и сила Бога
С другой стороны, мы можем здесь также заметить, что вера характеризуется стойкостью [ст. 17-20]. В осознании зла, зла без средства избавления от него, и в уверенности, что тот, кто способен исцелить, находится здесь, она не дает себя поколебать – не откладывает облегчение своей нужды на потом. Теперь сила Бога была здесь, чтобы ответить на эту нужду.
Это заканчивает ту часть повествования, которая открывает в определенном смысле божественную силу, посетившую землю в благодати в личности Сына человека и проявленную в Израиле, в том его состоянии, в котором она нашла его.
Отличительные особенности первой части служения Господа в силе и благодати
То, что следует за этим, характеризует осуществление этой благодати в контрасте с иудаизмом. Но то, что мы уже исследовали, разделено на две части с четко различимыми характерными особенностями, заслуживающими упоминания. Первая часть, глава 4,31 – 41, это сила Господа, проявляющая себя с Его стороны в триумфе (без какой-либо особой связи с мыслями личности) над всякой силой врага то ли в болезни, то ли в одержимости. Сила врага здесь — Иисус изгоняет врага и исцеляет тех, кто страдал от него. Но, с другой стороны, Он занят проповедованием. И царство заключалось не только в проявлении силы, изгоняющей всю силу врага, но и в проявлении силы, приводившей души в связь с Богом. Мы видим это в главе 5,1 – 26. Здесь идет речь об их положении перед Богом (рассматривается грех и вера), одним словом, о том, что касается их отношений с Богом.
Таким образом, здесь мы видим влияние слова Христа на сердце, проявление Его славы (Он признан как Господь), осознание греховности, праведная ревность о Его славе, проявляющаяся в том, чтобы Его святость оставалась неоскверненной; видим душу, занимающую сторону Бога вопреки самой себе, потому что она любит святость и чтит славу Бога, даже чувствуя притягательность Его благодати; так что благодаря этому забыто все: рыба, сети, лодка, опасность — «одно» уже овладело душой. Последовавший ответ Господа разгоняет все страхи, и Он соединяет освобожденную душу с собой в благодати, которую Он осуществил по отношению к ней, и в труде, который Он совершал ради людей. Нравственно она уже избавлена от всего того, что окружало ее; теперь в полном наслаждении благодатью она освобождается силой благодати и целиком предается Иисусу. Господь – совершенное проявление Бога – в создании новых привязанностей через это откровение Бога отделяет сердце от всего того, что привязывало его к этому миру и укладу ветхого человека, чтобы отделить его для себя, – для Бога. Он окружает себя всем тем, что избавлено, становясь центром этого; и Он действительно дает избавление, являясь таковым.
Затем Он очищает прокаженного, что не мог сделать никто, кроме Сущего (ст. 12-16). Однако Он не покинул своего положения человека, находящегося под законом; и, как бы ни была велика Его слава, Он продолжает придерживаться полной зависимости как человек перед Богом. Прокаженный, нечистый, теперь может вернуться к Богу.
Затем Господь прощает (ст. 17-26). Виновный больше не виновен перед Богом – Он прощен. В то же самое время он приобретает силу. Тем не менее это по-прежнему Сын человека, находящийся там. В обоих случаях вера ищет Господа, принося свои нужды Ему.
Характер благодати
Потом (ст. 27 и ниже) Господь показывает характер этой благодати в связи с ее объектами. Будучи суверенной, будучи Божьей, она действует в силе своих прав. Человеческие обстоятельства ей не препятствуют. Она по самой своей природе приспосабливается к человеческой нужде, а не к человеческим привилегиям. Она не подчинена уставам[16] и не приходит через них. Сила Бога посредством Духа была здесь, и действовала сама по себе, и производила свои собственные результаты, отстраняя то, что было старо, – то, к чему был привязан[17] человек и пределами чего сила Духа не могла быть ограничена.
Сопротивление, оказанное благодати; старый порядок вещей и новый
Книжники и фарисеи не желают, чтобы Господь был с грешными и с теми, кто имеет дурную репутацию, но Бог в благодати ищет тех, кто нуждается в Нем: грешников.
Когда они спрашивают, почему Его ученики не соблюдают обычаев и установлений Иоанна и фарисеев, посредством которых они направляли законническое благочестие своих учеников, Его ответ в том, что новое не может подчиняться формам того, что держалось старого и не могло выдерживать силу и энергию того, что пришло от Бога. Старое являлось формами, в которых человек по плоти искал свою религию; новое это энергия Бога согласно Святому Духу. Более того, тогда было не время для благочестия, принимающего характер умерщвления плоти. Что еще мог сделать человек? Но Жених был здесь.
Тем не менее человек будет предпочитать то, что было старым, а не энергию Бога.