Евангелие по Матфею. Глава 4
Поведен Духом, чтобы быть искушенным дьяволом
Занимая по благодати положение человека на земле, Он начинает (глава 4) свою земную деятельность, будучи поведен Духом в пустыню, чтобы быть искушенным дьяволом. Праведный и святой человек, Сын Бога, радуясь привилегиям, которые соответствуют этому, Он должен подвергнуться испытанию теми кознями, от которых пал первый Адам. Проверяется Его духовное состояние. И сейчас это не невинный человек, радующийся всем благословениям Бога в природе, который подвергнут испытанию среди тех благословений, которые должны ему напоминать о Боге. Христос близок Богу как Его возлюбленный Сын, но сейчас Он – среди искушений, имея познание добра и зла, и во внешних обстоятельствах, соответствующих падшему состоянию человека; Его верность этому положению должна быть проверена во всей полноте в отношении Его совершенного послушания. Чтобы сохранять это положение, Он не должен иметь другой воли, кроме воли своего Отца, и должен исполнять ее или страдать ради нее, какие бы это не имело для Него последствия; Он должен исполнять ее, несмотря на все трудности, лишения, одиночество, пустыню, где была власть сатаны, который мог искушать Его, предлагая пойти более легким путем, чем тот единственный, который ведет к славе Его Отца. Он должен отказаться от всех прав, которые принадлежат Ему лично, за исключением тех, которые Он должен получить от Бога, который дает их Ему с совершенным доверием.
Враг делает все возможное с целью склонить Его воспользоваться своими привилегиями («если Ты Сын Бога»), чтобы принести себе облегчение, не считаясь с волей Бога, и чтобы избежать страданий, которые могут сопровождать исполнение Его воли. Но это неизбежно приведет Его к исполнению своей собственной воли, а не воли Бога.
С врагом в пустыне
Иисус, радуясь в себе самом и взаимоотношениям с Богом, полным божьей благости, как у Сына Бога, радуясь свету Его присутствия, идет в пустыню на сорок дней, чтобы быть в столкновении с врагом. Он не уходит от человека и от всякого общения с человеком, чтобы (как Моисей и Илия) быть с Богом. Будучи уже во всей полноте с Богом, Он отделен от людей силою Святого Духа, чтобы быть одному в своей борьбе с врагом. В случае с Моисеем человек был вне своего естественного состояния, чтобы быть с Богом. В случае с Иисусом, целью было – быть с врагом; быть с Богом было Его естественным состоянием.
Простое и абсолютное послушание; жить словами Бога
Сначала дьявол искушает Его, предлагая удовлетворить все Его телесные нужды и, вместо того, чтобы ожидать этого от Бога, употребить по своей собственной воле и от своего имени власть, которой Он был облечен.
Но если Израиль был накормлен в пустыне Богом манной, Сын Бога, несмотря на величие Его власти, поступил согласно тому, чему Израиль должен был научиться посредством этого, а именно: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Человек, послушный иудей, Сын Бога, ждал этого слова и не желал делать что-либо без него. Он не пришел, чтобы творить свою волю, но – волю того, кто послал Его. Этот принцип характеризует Дух Христа в Псалмах. Не принимается никакого избавления, кроме вмешательства Сущего, когда на то будет Его воля. Это – совершенное терпение, чтобы быть безупречным и совершенным в исполнении всей воли Бога. У Христа не могло быть греховной похоти, но быть голодным не было грехом, кроме того, это было потребностью человека; и какое зло в том, чтобы есть, когда ты голоден? Но на это не было воли Бога, воли, которую Он пришел исполнять. Сатана говорил: «Если Ты Сын Бога, прикажи...» Но Он принял положение слуги, а в этом положении не приказывают. Дьявол хотел вывести Господа из этого положения совершенного послушания и служения, из положения слуги.
Написанное слово и характер послушания Христа
Отметим место, на которое здесь возведено написанное Слово, и характер послушания Христа. Этот характер состоит не просто в том, что воля Бога – это закон; она является единственным побуждением к действию. Мы имеем волю, которую часто останавливает Слово. Но у Христа не так. Воля Его Отца была Его побуждением; Он поступал не просто в согласии с волей Бога, а основываясь на ней. Мы восхищаемся, видя ребенка, который отрывается от любимого занятия и радостно исполняет волю родителей, когда они позовут его, чтобы сделать что-то. Но Христос имел совсем не такое послушание, Он никогда не искал своей воли, и Отцу не приходилось Его останавливать. И мы освящены к послушанию Христа. Далее заметьте, что написанное Слово это то, чем Он живет и чем побеждает. Все в этот момент зависело от победы Христа, так же как когда-то – от падения Адама. Но для Христа достаточно одной цитаты (конечно же, правильно использованной). Он не ищет другой, это – послушание. Этого достаточно для сатаны, ему нечего ответить. Его хитрости, таким образом, нанесено поражение.
Первый принцип для того, чтобы одержать победу, – простое и абсолютное послушание; жить словом, изреченным из уст Бога. Следующий принцип – совершенное доверие на пути послушания.
Совершенное доверие на пути послушания
Затем во втором отрывке враг ставит Его на крыло храма, чтобы склонить Его, если Он оставит пути Бога, применить по отношению к себе то, что было обещано Мессии. Человек веры может твердо рассчитывать на помощь Бога, когда идет Его путями. Враг хотел заставить Сына человека подвергнуть испытанию Бога (вместо того чтобы рассчитывать на Него, следуя Его путями), чтобы посмотреть, можно ли доверяться Ему. Здесь необходимо было проявить доверие Богу, а не послушание; или — гордость, полагающуюся на свои привилегии, вместо того чтобы в послушании рассчитывать на Бога[12]. Занимая свое место вместе с Израилем в условиях, в которых они находились, когда на их земле не было царя, и цитируя наставления, которые были даны в этой книге, чтобы направить их на путь Бога, Он использует для своего руководства ту часть Слова, которая содержит божественные предписания по этому поводу: «Не искушай Господа Бога твоего»; отрывок, который часто цитируют в смысле запрета слишком большого доверия Богу; тогда как он не имеет целью ввести в сомнения, а запрещает испытывать, верный ли Он. Они искушали Бога, говоря: «А Бог в самом деле среди нас?» И это сатана хотел заставить сделать Господа.
Земное наследие предложено Сыну человека сатаной в открытой вражде к Богу
Враг, потерпев неудачу в своей попытке покорить это послушное Богу сердце, даже когда он прикрывался использованием слова Бога, показывает свое истинное лицо, подвергая искушению Господа в третий раз, предлагая Ему пощадить себя перед лицом грядущих страданий; он показывает Ему наследие Сына человека на земле, которое будет принадлежать Ему, когда Он достигнет его всеми теми путями, трудными, однако необходимыми для славы Отца, — путями, которые Отец предначертал Ему. Все это уже сейчас будет принадлежать Ему, если Он признает сатану, поклонившись ему, богу этого мира. Это фактически было то, что совершали цари земли ради того, чтобы получить только часть этого; как часто это делается ради мелочного тщеславия! Но Христу он предложил все. Но, если Христос должен был унаследовать земную славу (как и все остальное), объектом Его сердца был сам Бог, Его Отец, чтобы прославлять Его. Какова бы ни была цена дара, это был дар того Дающего, чье сердце оценило этот дар. Более того, Он был в положении испытуемого человека и верного израильтянина, и каким бы ни было испытание терпения, которому Он подвергался из-за греха народа, как бы ни было велико это испытание, Он не будет служить никому, кроме своего Бога.
Позиция верующего по отношению к сатане
Но если дьявол всевозможными способами старается принести искушение, грех и показывает себя как враг (сатана), то верующий имеет право отвергнуть его. Если он приходит как искуситель, верующий должен ответить ему преданностью Слову, которое является совершенным путеводителем человека, согласно воле Бога. Ему нет необходимости видеть все насквозь. Это слово – слово Того, кто видит, и, следуя ему, мы поступаем согласно мудрости, которая знает все, и находимся на пути, формируемом этой мудростью и который, следовательно, включает в себя абсолютную веру в Бога. Два первых искушения являлись хитростями дьявола, третье – открытой враждой Богу. Если он приходит как открытый противник Бога, то верующий имеет право не вступать с ним ни в какие контакты. «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Он знает, когда он встречает Христа, а не плоть. Пусть верующие противостоят сатане, когда он искушает их миром, помня, что это владение сатаны в падшем человеке!
Защита верующего
Защитой для верующего в нравственном отношении (то есть в отношении состояния его сердца) является чистое (бесхитростное) око. Если я ищу только славы Бога, тогда все другое, побуждаемое не чем иным, как стремлением к моему самовозвеличиванию или к моим собственным удовольствиям, телесным или душевным, не сможет удержаться во мне; и будет открываться во свете Слова (которое направляет бесхитростное око) как противное мыслям Бога. Это не высокомерие, которое отвергает искушение, считая себя хорошим, а послушание, смиренно отдающее Богу Его место, а также, следовательно, Его слову. «По слову уст твоих я охранял себя от путей притеснителя», от того, кто исполнял свою собственную волю и руководствовался ею. Если сердце ищет только Бога, самые коварные ловушки будут раскрыты, так как враг никогда не искушает нас искать только Бога. Это требует чистого сердца и отсутствия своеволия. И все это было проявлено в Иисусе.
Нашей защитой от искушения является Слово, используемое проницательностью совершенно чистого сердца, которое живет в присутствии Бога, и учится мыслям Бога в Его слове[13], и поэтому знает, как его применять к случившимся обстоятельствам. Это — Слово, которое защищает душу от уловок врага.
Также заметьте, что сила является только в духе простого и смиренного послушания. Там, где оно имеется, сатана бессилен; там присутствует Бог, и, следовательно, враг побежден.
Три искушения и три характера Господа
Мне кажется, что эти три искушения относятся к Господу в трех Его характерах (качествах): человека, Мессии и Сына человека.
У Него не было греховных желаний, как у падшего человека, но Он испытывал голод. Искуситель пытается убедить Его удовлетворить эту нужду без Бога.
Обетования, содержащиеся в Псалмах, относятся к Нему, как данные Мессии.
Все царства мира принадлежали Ему как Сыну человека.
Он всегда отвечает как верный израильтянин, который лично ответственен перед Богом, используя Второзаконие, которое касается этой темы (а именно послушания Израиля в связи с обладанием землей и с привилегиями, которые принадлежали народу в связи с этим послушанием; причем, не затрагивая того вопроса, что они составляли единое общество перед Богом)[14].
Сатана отступает от Него, и являются ангелы, чтобы служить Мессии, Сыну человека, получившему победу через послушание. То, чем сатана хотел заставить Его искушать Бога, Он имел в полноте. Они являются также служебными духами и для нас.
Поединок с сатаной и связывание его ради человека
И как интересно видеть благословенного Господа, Сына Бога, который сошел с небес, который занял свое место (Слово стало плотью) среди ничтожных благочестивых на земле, и как занявшего это место, признанного Отцом в качестве Сына; Ему открыты небеса, и они открыты Ему как человеку, и Святой Дух сходит на Него и пребывает на Нем как на человеке, хотя и без меры; создавая для нас образец нашего места, хотя мы еще не были там; вся Троица, как я сказал, была впервые полностью раскрыта, когда Он, таким образом, соединен с человеком; и затем (ведь мы являлись рабами сатаны) в этом характере и описанном родстве идет, чтобы сразиться с сатаной ради нас, чтобы связать сильного и дать также человеку это место; только для нас необходимо искупление, чтобы привести нас туда, где находится Он.
Служение Господа вне Иерусалима, исполняющее пророчество
Иоанна заключают в темницу, а Господь удаляется в Галилею. Это перемещение, которое определило место Его служения за пределами Иерусалима и Иудеи, имело большое значение для иудеев. Народ (те, кто был сконцентрирован в Иерусалиме, гордились обетованиями, жертвоприношениями, храмом и тем, что они являлись царским коленом) потерял присутствие Мессии, Сына Давида. Он удаляется для провозглашения своей личности, чтобы свидетельствовать о присутствии Бога в Израиле, удаляется к бедным и презираемым из стада, потому что остаток и бедные из стада уже в главах 3, 4 четко отличаются от вождей народа. Таким образом, Он действительно стал истинным стволом, вместо того, чтобы быть ветвью того, что было посажено где бы то ни было, хотя это еще не было полностью явлено. Этот момент соответствует главе 4 Евангелия по Иоанну.
Здесь мы можем заметить, что в Евангелии по Иоанну всегда проводится различие между иудеями и толпой, называемой народом в Евангелиях. Язык или, скорее, произношение галилеян разительно отличалось от произношения иудеев. В Галилее не говорили по-халдейски.
В то же время то, что Сын Давида был явлен в Галилее, было исполнением пророчества Исаии. Значение этого пророчества заключается в следующем: хотя римский плен был более ужасным, чем вторжение ассирийцев, когда они выступили против земли Израиля, тем не менее тут было то обстоятельство, которое изменило все, а именно присутствие Мессии, истинного света на этой земле.
Здесь передана история Господа до смерти Иоанна крестителя
Мы замечаем, как Дух Бога передает всю историю Иисуса до начала Его служения после смерти Иоанна Крестителя. Он отводит Иисусу соответствующее Ему положение среди Израиля – Эммануил, Сын Давида, возлюбленный Богом, признанный Его Сыном, верный Израилев, хотя Он был подвергнут всем искушениям сатаны; а затем, сразу после этого, представляет Его положение пророка, провозглашенное Исаией, и царство, возвещаемое как приблизившееся[15]. Затем Он собирает вокруг себя тех, кто имел решительность, чтобы следовать за Ним в Его служении и Его искушениях и по Его призыву связать свой удел и свой жребий с Ним, оставив все.
Сильный был связан, и Иисус мог отобрать его имение и провозгласить царство, употребляя в доказательство ту силу, которая была способна его установить.
Провозглашение царства в силе; его характер, природа и объекты
Затем, в этом Евангелии выделяются два момента. Первый – это сила, которая сопровождает провозглашение царства. Это показывается в двух или трех стихах[16], без каких-либо деталей. Провозглашение царства связано с проявлением силы, которая приковывает внимание всей страны, всех населявших древнюю территорию Израиля. Иисус появляется перед ними, облеченный этой силой. Второй момент – это (гл. 5 – 7) характер царства, который провозглашен в Нагорной проповеди, где также говорилось о тех, кто будет иметь в нем удел (к тому же раскрывается имя Отца). То есть Господь провозгласил приближение царства и силой благости победил врага, затем Он показывает истинный характер царства, согласно которому оно должно быть установлено; а также показывает, кто может войти в него и каким образом. Об искуплении в ней не упоминается, а показывается характер, и природа царства, и то, кто может войти. Это ясно представляет нравственное положение, которое эта проповедь занимает в учении Господа.
Очевидно, что во всей этой части Евангелия предметом мыслей Духа является положение Господа, а не подробности Его жизни. Подробности приводятся далее, чтобы полнее показать, кем Он был среди Израиля, Его отношения с этим народом, приведшие к разрыву Сына Давида с народом, который должен был принять Его. Внимание всей страны было привлечено к Его великим деяниям, и Иисус являет своим ученикам (но в присутствии народа) принципы своего царства.