Первое Послание Коринфянам. Введение
Окружающие обстоятельства и повод для написания послания
Послание Коринфянам представляет нам темы, совершенно отличные от тех, которые мы рассматривали в послании, обращенном к римлянам. Мы находим в нем подробности нравственного характера и внутренний порядок собрания, в отношении которого Дух Бога здесь самым непосредственным образом показывает свою мудрость. Здесь не упоминаются старейшины или другие служители [букв. должностные лица] собрания. Благодаря трудам апостола Павла было образовано многочисленное собрание (ибо у Бога было много людей в этом городе) в среде чрезвычайно развращенных жителей города, в котором богатство и роскошь были соединены с таким нравственным беспорядком, что этот город стал притчей во языцех. В то же самое время здесь, как и в других местах, лжеучителя (в основном иудеи) старались подорвать влияние апостола. Философскому духу также удавалось осуществлять свое пагубное влияние, хотя Коринф не был, подобно Афинам, его основным центром. Нравственное хождение и авторитет апостола пытались скомпрометировать, и положение дел было самым критическим. Послание было написано из Ефеса, где до апостола дошла весть о печальном положении стада в Коринфе, практически в тот момент, когда он решил посетить их по пути в Македонию (вместо того чтобы идти по побережью Малой Азии, как он и пошел), затем вернуться, чтобы во второй раз посетить их на обратном пути. Эти сообщения помешали ему сделать это, и, вместо того чтобы посетить их и излить свое сердце у них, он написал им из Ефеса это письмо. Второе послание было написано в Македонии, когда Тит принес ему добрую весть о благоприятном воздействии первого.
Тема и разделы послания
Темы этого послания очень легко разделяются по их естественному порядку следования. Прежде всего, до того, как он порицает христиан Коринфа, к которым он пишет, апостол признает всю ту благодать, которую Бог уже даровал им и еще даст им, – 1Кор. 1,1–9. С 10-го стиха 1-й главы до 4,21 говорится о разделениях, школах учения и притязаниях человеческой мудрости в контрасте с откровением и божественной мудростью. Глава 5 говорит о развращении нравов и о наказании как посредством силы, так и в ответственности собрания. В главе 6 он говорит о мирских делах, судебных тяжбах и вновь обращается к теме блуда, которая имела первостепенную важность для христиан этого города. В седьмой главе рассматривается тема брака. Должны ли люди жениться? Затем рассматриваются взаимные обязанности тех, кто уже состоял в браке, а также случай обращенного мужа или обращенной жены, у которых супруги не были обращены. В главе 8 Павел отвечает на вопрос, следует ли им есть идоложертвенное? Глава 9 касается его апостольства. Глава 10 говорит о состоянии коринфян в целом, о существовавшей для них опасности быть соблазненными то ли блудом, то ли идолопоклонством, а также о празднествах идолопоклонников, вместе с тем апостол касается принципов, относящихся к этому вопросу, которые вводят тему вечери Господа. В главе 11 нам представлены вопросы, связанные с поведением коринфян в религиозных делах, лично и (со стиха 17) в собрании. После этого, в главе 12, он рассматривает применение даров, их истинную ценность и цель их использования, и он возвеличивает сравнительную ценность (глава 13) любви; до конца главы 14 он рассматривает порядок использования тех даров, с которыми он сравнил любовь. В главе 15 рассматривается учение о воскресении (которое некоторые отвергали), особенно о воскресении святых; и наконец в главе 16 Павел говорит о сборе средств для нищих в Иудее, добавляя некоторые приветствия, и о принципах подчинения тем, кого Бог призвал к служению, даже там, где не было старейшин. Как это ценно иметь эти указания непосредственно от Господа, независимо от официальной организации, чтобы были затронуты личная совесть и совесть собрания как целого.
Но есть и некоторые другие соображения о характере и структуре послания, которые я не могу обойти молчанием.
Характер послания, как обращенного к исповедующей церкви; поместное собрание признается представляющим ее
Читатель может заметить различие во вступительных обращениях в Послании Коринфянам и в Послании Ефесянам. В Послании Коринфянам — «Церкви Бога... со всеми призывающими имя Господа Иисуса во всяком месте». Это относится к исповедующей церкви, о членах которой предполагается, что они верующие, во всяком случае соответствуют этому характеру, до тех пор пока не будут извергнуты, и в то же время относится ко всякому, кто признает Иисуса Господом, это дом; отсюда — то, что написано в 1Кор. 10,1-5. В Послании Ефесянам мы читаем: «Святым и верным братьям» — и находим там привилегии, присущие телу. Этот характер Послания Коринфянам, охватывающего всю исповедующую церковь и признающего поместное собрание как ее представителя в данной местности, придает посланию большую важность. Далее, я думаю, можно увидеть, что внешнее исповедующее собрание рассматривается до средины главы 10 (и там сущность вечери Господа вводит тему одного тела Христа, которая рассматривается в отношении даров Духа в главе 12); деятельность, приличествующая женщинам, рассмотрена в первых стихах главы 11; и затем, начиная со стиха 17, — то, что подобает, когда собираются как собрание; вечеря Господа и связанное с этим управление Бога. Стихи 1-16 не относятся к собранию. Однако тема порядка в поместном собрании проходит через все послание; только с главы 1 до 14-го стиха главы 10 рассматривается масса исповедующих, о которых предполагается, что их исповедание искреннее, но допускается возможность, что это и не так. С 15-го стиха главы 10 до конца главы 12 речь идет о теле.