Синопсис Д.Н. Дарби

Павел проявлял себя как свидетель Бога; сила Бога в немощном сосуде

Павел сказал, что Бог увещевал посредством него. В главе 6 любовь апостола посредством Духа продолжает это божественное дело, умоляя коринфян, чтобы то, что благодать была принесена к ним, не было бы тщетным в их случае. Ибо это было благоприятное время, день спасения[6]. Апостол сказал о важных принципах своего служения и о его источнике. Он напоминает коринфянам о том, как он исполнял его в различных обстоятельствах, через которые он был проведен. Главной чертой его служения было то, что он был служителем Бога, что он представлял Его в своем служении. Это вызывает необходимость двух вещей: первое, он должен быть во всем безупречен; и затем, он должен поддерживать этот характер служителя Бога и продолжать исполнение своего служения, несмотря на все противостояние и во всех обстоятельствах, через которые враждебность человеческого сердца и даже коварство сатаны могли заставить его пройти. Везде и во всем он избегал в своем поведении всякого обоснованного повода для упреков, чтобы ни у кого не было оснований обвинять служение. И он во всем проявлял себя как служитель Бога, достойно представляя Того, от чьего имени он говорил людям; и все это совершалось в великом терпении и среди гонений и противления грешников, что показывало внутреннюю силу, чувство ответственности перед Богом и зависимость от Него, которые одни только могут поддержать осознание Его присутствия и нашего долга по отношению к Нему. Осознание своего положения сохранялось апостолом во всех обстоятельствах, о которых он говорит, и имело власть над ними.

Таким образом, он показывал себя служителем Бога во всем, что могло испытать его: в чистоте, в доброте, в любви; как сосуд силы; то ли униженный, то ли восхваляемый; неизвестный миру, но узнаваемый и известный; внешне попираемый и наказываемый, внутренне победоносный и радостный, обогащающий других и обладающий всем. Здесь заканчивается его описание источников и характера служения, торжествовавшего над обстоятельствами и раскрывающего силу Бога в сосуде немощи, лучшим уделом которого была смерть.

Коринфяне увещаются сохранять Богом данное им место новых творений

Возрождение коринфян к нравственному состоянию, приличествующему евангелию, в сочетании с обстоятельствами, через которые он только что прошел, позволило ему открыть им свое сердце. Поглощенный до сих пор темой прославленного Христа, который, совершив искупление, послал его как вестника благодати, к которой это искупление открыло свободный доступ, и сказав с открытым сердцем обо всем, что составляло его служении, он с любовью возвращается к своим возлюбленным коринфянам, показывая, что именно к ним он проявил эту полную открытость, по отношению к ним его сердце расширилось. «Мои уста открыты к вам, Коринфяне, — говорит он, — мое сердце расширено; вам не тесно во мне, но в ваших собственных чувствах тесно». В качестве воздаяния за чувства, которые проистекали к ним из его сердца, он просит лишь о расширении их сердец.

Он обращается к ним как к своим детям. И он позволяет себе это нежное отношение отца, чтобы увещевать коринфян сохранять то положение, в которое Бог поместил их. «Не будьте в одном ярме с неверующими». Воздействуя на их чувства и глубоко радуясь пред Богом в благодати, которая возродила их к правильным мыслям, его сердце может, как будто будучи вне себя, дать волю радости, которая была у него в прославленном Христе; и все же с трезвым умом [в рус. скромны, сравни 5,13], когда речь шла о его дорогих детях в вере[7], он стремится отделить их от всего, что признавало плоть или подразумевало, что отношения, признававшие ее, были возможны для христианина, — от всего, что отвергало положение человека, имеющего свою жизнь и привязанности в новом творении, главой которой является Христос в славе. Ангел может служить Богу в этом мире, неважно каким способом, лишь бы это было согласно Богу; но соединить себя с интересами этого мира, составляющими его часть, вступить в союз с теми, кто управляем мотивами, влияющими на людей мира, и посредством общего образа действий показать, что тот и другой действовали согласно принципам, составляющими его [мира] характер, — это значило бы для этих небесных созданий, утратить свое положение и свой характер. Христианин, чьим уделом является слава Христа, — который имеет мир своего обитания, свою жизнью, свои истинные связи там, куда вошел Христос, — тоже не должен делать этого; как христианин, не может он также поместить себя под одно ярмо с теми, кто может иметь лишь мирские мотивы, чтобы тянуть колесницу жизни по пути, общему для обоих.

Отделение: выход из среды мирских во взаимоотношения сынов и дочерей с Богом как Отцом и быть признанными Им таковыми

Какое может быть общение между Христом и Велиаром, между светом и тьмой, верой и неверием, храмом Бога и идолами? Христиане являются храмом живого Бога, который живет и ходит среди них. Он является их Богом, а они Его народом. Поэтому они должны выйти из общения со всеми мирскими и быть отделенными от них. Как христиане, они должны стоять отдельно, ибо они храм Бога. Бог обитает и ходит среди них, и Он является их Богом. Поэтому они должны выйти из мира и быть отделенными, и Бог признает их и будет с ними в отношениях Отца с дорогими для Него сыновьями и дочерями.

Заметьте, что это особые отношения, в которые Бог вступает с нами. Здесь названы два предшествующих откровения Бога людям, и Он вводит третье. Аврааму он открыл себя как Всемогущий; Израилю — как Сущий или Господь. И здесь Господь Всемогущий [в рус. Вседержитель] провозглашает, что Он будет Отцом тем, кто принадлежит Ему, своим сыновьям и дочерям. Мы выходим из среды мирских, ибо это именно так (не физически выходим из мира, но из среды мирских, при этом оставаясь в мире), чтобы вступить в отношения сыновей и дочерей с Всемогущим Богом: иначе мы практически не можем осуществить эти отношения. Бог не хочет иметь мирских людей в отношениях с собою как сыновей и дочерей; они не вошли в это положение относительно Него. Он не желает признавать и тех, кто остается отождествленным с миром, имея это положение, ибо мир отверг Его Сына и дружба с миром является враждой против Бога, — и тот, кто дружит с миром, является врагом Бога. Оставаться мирским — это значит не быть Его дитятей в практическом смысле. Поэтому Бог говорит: «Выйдите из среды их и отделитесь... и вы будете Моими сынами и дочерями». Следует помнить, что речь идет не о выходе из мира, — потому что мы пока в нем — а о выходе из среды мирских, чтобы вступить в отношения сыновей и дочерей, с тем чтобы быть Ему сыновьями и дочерями, чтобы быть признанными Им в этих отношениях[8].