Деяния апостолов. Глава 28
Кораблекрушение у берегов Милита; Бог с ним
На Милите он опять проявляет свою обычную силу среди этого варварского народа. Видно что Бог с ним. Однако как в описании его пребывания там, так и в описании его путешествия, евангелизация не упоминается.
В Риме в качестве узника; Павел посылает за иудеями; провозглашен серьезный суд Исаии их отвержению Иисуса и свидетельства Святого Духа
Мы видим, что он был в унынии, когда высадился в Италии; любовь братьев ободряет его и воодушевляет его, и он идет в Рим, где два года, охраняемый воином, пребывает в снятом им доме. Вероятно, те, кто доставил его в Рим, дали понять, что все дело заключалось в иудейской ревности, так как на протяжении всего путешествия они относились к нему со всяческим почтением. Кроме того, он являлся римским гражданином.
Прибыв в Рим, он посылает за иудеями, и здесь нам в последний раз представлено их положение и приговор, нависший над их головами еще со времени произнесения пророчества (которое было главным образом связано с домом Давида и с Иудой), — произнесенный Исаией суд, который, как объявил Господь Иисус, падет на них из-за Его отвержения, исполнение которого было отложено благодаря долготерпению Бога до тех пор, пока не было отвергнуто также и свидетельство Святого Духа, — этот суд напомнил здесь Павел в конце исторической части Нового Завета. Это является их окончательным положением, торжественно провозглашенным служением суверенной благодати, которое будет иметь место до тех пор, пока Бог не вмешается в силе, чтобы дать им покаяние, и освободить их, и прославить себя в них посредством благодати.
Отстранение иудеев характеризует книгу Деяний; собрание, одно тело, помещено Богом в их место как Его дом
Мы уже отметили эту особенность Деяний, которая ясным и поразительным образом обнаруживается здесь, — то, что иудеи отстранены. То есть они сами себя отстранили тем, что отвергли свидетельство Бога, дело Бога. Они сами поставили себя вне того, что воздвигнул Бог. Они не последуют за Ним в Его раскрытии благодати. И таким образом они, рассматриваемые в совокупности, оставлены, без Бога и без непосредственного общения с Ним. Его слово пребывает вовеки, а также Его милость; но другие заняли место непосредственных и реальных отношений с Ним. Некоторые из израильтян вступают в иные сферы на других основаниях, но Израиль исчезает и на время изглажен из поля зрения Бога.
Это то, что представлено в книге Деяний. В начале терпение Бога проявляется к самим иудеям в проповеди евангелия и в апостольском служении. Их враждебность постепенно развивается и достигает своего пика в случае со Стефаном. Воздвигается Павел, свидетель благодати по отношению к ним как к избранному остатку, так как сам он был от Израиля; но при этом он вводит в связи с небесным Христом в качестве учения нечто совершенно новое — собрание, тело Христа на небесах, и устранение всех различий между иудеями и язычниками, которые рассматриваются как грешники, занявшие свое место в единстве этого тела. Раскрытие этого учения исторически связано с тем, что уже было установлено в Иерусалиме, чтобы сохранить единство и связь с обетованиями, но по сути как учение собрание было сокрытым в Боге во все века, хотя оно было в Его намерениях благодати еще до бытия мира. Враждебность иудеев к этой истине никогда не ослабевала. Они использовали все средства, чтобы возбудить язычников против тех, кто нес это учение, и препятствовать образованию самого собрания. Бог, действуя с совершенным терпением и благодатью до конца, помещает собрание как свой дом и сосуд своих обетований на земле на место иудеев, создавая свое жилище, в котором Он пребывает посредством Духа. Иудеи были отстранены (увы! их дух скоро овладел самим собранием), а собрание и ясное и конкретное учение об отсутствии различий между иудеями и язычниками (по своей природе и те, и другие одинаково являются чадам гнева) и об их общих и равных привилегиях как членов одного единственного тела полностью возвещены и сделаны основанием отношений между Богом и всякой душой, обладающей верой. Таково учение апостола в Посланиях Римлянам и Ефесянам[34]. В то же самое время дар вечной жизни, как он был обещан прежде бытия мира, был явлен посредством рождения свыше[35] (начало нового существования с божественным свойством) и участия в божественной праведности. Сила божественной жизни и превосходство божественной праведности объединены в нашем воскресении с Христом, посредством которого наши грехи прощены и мы помещены перед Богом, как Христос, который является нашей жизнью и вместе с тем нашей праведностью. Эта жизнь проявляется посредством уподобления хождению Христа на земле, оставившего нам пример, чтобы мы шли по стопам Его. Это божественная жизнь, явленная в человеке: в Христе как в объекте [нашего взора], в нас в свидетельстве.
Крест Христа — основание всех отношений с Богом
Крест Христа — это основа, средоточие всех этих истин: отношений между Богом и человеком, каким он был, его ответственности, благодати, искупления, конца жизни человека, что касается греха, закона, мира; устранения греха через смерть Христа и последствий этого в нас. Все это утверждено на кресте и дает место силе жизни, которая была во Христе, который там совершенно прославил Бога, — тому новому положению бытия, в которое Он вошел как человек в присутствие Отца, чьей славой, как и своей собственной божественной силой, и энергией Святого Духа, Он был воскрешен из мертвых.
Пути Бога в управлении с иудеями на земле, с язычниками и миром в суде; предупреждения собранию
Но это не мешает Богу, когда собрание получит свое завершение и явится на небесах, продолжить свои пути в управлении иудеями на земле, которое Он будет осуществлять согласно своим обетованиям и тому, что провозглашено в пророчествах. Апостол также объясняет это в Послании Римлянам, но это уместно будет рассмотреть при изучении этого послания. Пути Бога в суде в тот же самый период также и над язычниками будут показаны нам в Откровении, так же как и в пророческих отрывках из посланий, связанных с приходом Христа, и даже с Его управлением всем миром в целом от начала и до конца; вместе с предупреждениями, необходимыми для собрания, когда дни обольщения забрезжат и начнут нравственно развиваться на развалинах собрания, рассматриваемого в качестве свидетеля Бога в мире.
История Павла завершена; история Рима в связи с началом евангелия
Апостол Павел, когда был приведен в Рим, провозглашает (в ответ на проявление неверия среди иудеев, о чем мы уже говорили), что спасение Бога послано язычникам; и он жил два полных года в снимаемом им доме, принимая тех, кто приходил к нему (потому что он не был свободен, чтобы самому идти к ним), проповедуя царство Бога и то, что относилось к Господу Иисусу, со всяким дерзновением, и никто не запрещал ему. И здесь заканчивается история этого драгоценного слуги Бога, возлюбленного своим Учителем и почтенного Им, узника в том Риме, который как глава четвертой империи должен стать центром противодействия среди язычников, как Иерусалим был центром противодействия среди иудеев, по отношению к царству и славе Христа. Время для полного проявления этого противодействия тогда еще не пришло, но служитель собрания и евангелия славы находится там в заточении. Именно таким образом Рим начинает свою историю, связанную с евангелием, проповедуемым апостолом. Но Бог был со своим слугой.