Синопсис Д.Н. Дарби

Три доказательства того, что Бог не отверг свой народ

Вследствие этого возникает вопрос: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Римлянам 11 является ответом на него. Апостол дает три доказательства тому, что это вовсе не так. Во-первых, потому что он сам израильтянин; есть остаток (те, кого сохранил Бог, как в дни Илии), доказательство постоянной благосклонности Господа, интереса, который Он проявляет о своем народе, даже когда они неверны, так что, когда пророк, наиболее верный и сильный из них, не знал, можно ли найти кого-то верного Богу, кроме него, Бог следил, не спуская глаз, за остатком – теми, которые не преклонили колени перед Ваалом. Во-вторых, призвание язычников и то, что они заменили Израиль, не было окончательным отвержением последних в намерениях Бога; ибо Бог сделал это, чтобы возбудить в Израиле ревность. Следовательно, это произошло не для их отвержения. В-третьих, Господь придет из Сиона и отвратит нечестие от Иакова.

То, что говорит апостол или, точнее, Святой Дух о верности Бога и о Его путях по отношению к Израилю, необходимо рассмотреть более подробно.

Избрание суверенной благодати во время Илии

Апостол, цитируя случай с Илией, показывает, что когда Израиль был в таком положении, несмотря на то, что Илия обвинял их [букв. «просил против них», и так в греч. и в англ. Библ. Д.Н.Д. в стихе 2], Бог не отверг их, Он сохранил для себя семь тысяч человек. Это было избрание суверенной благодати. То же самое было и сейчас, но в таком случае спасение и избавление остатка происходило по благодати, а не по делам. Избранные получили благословение, а прочие были ослеплены. Как это и было написано: «Бог дал им дух усыпления...»

Разве они споткнулись, чтобы пасть? Нет! Но через их падение спасение приходит к язычникам, чтобы возбудить ревность у Израиля, — второе доказательство того, что Бог позволил им пасть не для их окончательного отвержения. И если их умаление и падение было благословением для язычников, то каков должен быть плод их восстановления? Если святы первые плоды [начаток], то свято и целое, и если свят корень, то также и дерево. И что касается непрерывной цепочки тех, кто обладал обетованиями в этом мире, Авраам был корнем, а не язычники; Израиль являлся природным стволом и ветвями. И здесь представлено то, что произошло с хорошей маслиной обетований в этом мире, корнем которой был Авраам (сам Бог является источником листьев и плодов), а Израиль был стволом и деревом. Но было несколько плохих ветвей, и они были отрублены; а другие, из язычников, привиты на их место, и они таким образом обладали природными богатствами дерева обетования. Но то, что они, происходя от дикой маслины, были привиты, основывалось на принципе веры. Многие из ветвей Израиля, природные наследники обетований, были отсечены из-за их неверия, так как, когда им было предложено исполнение обетований, они отвергли это. Они основывались на своей собственной праведности и презирали благость Бога. Соответственно, язычники, сделанные участниками обетований, находились на принципе веры. Но если они откажутся от этого принципа, то они утратят свое место на дереве обетований, как утратили свое место неверующие иудеи. Что касается тех, кто участвовал в обладании Его обетованиями, благость должна быть их уделом в этом домоправлении Божьего управления, если они продолжали пребывать в этой благости; а если нет, тогда они должны быть отсечены. Это произошло с иудеями, то же самое произойдет и с язычниками, если они не пребудут в этой благости. Таково управление Бога относительно тех, кто представлен как Его дерево на земле. Но имело место определенное намерение Бога, исполненное в том, что произошло, а именно в частичном ослеплении Израиля (так как они не были отвергнуты), пока не войдут все язычники, которые должны были участвовать в благословении этих дней. После этого Израиль как целое будет спасен; не отдельные люди будут избавлены и присоединены к собранию, в котором Израиль больше не имел места как народ, но они должны быть спасены как целое, как Израиль. Христос придет от Сиона, местонахождения Его власти, и отвратит нечестие от Иакова, и Бог простит им все грехи.

Неизменные советы и обетования Бога исполнены в милости к иудеям; дерево обетования на земле

Это третье доказательство того, что Израиль не был отвергнут, так как являясь врагами в отношении благовествования в настоящее время, они все еще были возлюбленными ради отцов. Ибо то, что Бог однажды избрал и призвал, Он никогда не отвергает. Он не раскаивается ни в своих намерениях, ни в призвании, которое является их осуществлением. Но если намерение Бога остается неизменным, то пути его осуществления являют удивительную мудрость Бога. Язычники долго пребывали в непослушании неверия. Бог пришел в благодати. Иудеи противились действиям благодати. И своим неверием они утратили все права на обетования, так что они должны получить обетованное исключительно на основе милости и суверенной благодати Бога[52], так же как и жалкие язычники. Бог заключил всех людей, иудеев и язычников, в неверие, чтобы это было чистой милостью ко всем. Поэтому апостол восклицает: «О, бездна премудрости и ведения!» Обетования исполнены и притязания на человеческую праведность уничтожены; иудеи, утратившие все, получают все на истинном основании благости Бога. Их кажущаяся утрата всего является лишь средством для получения ими всего от суверенной благодати, вместо того чтобы получить это на основании человеческой праведности или на основании утраченного обетования. Все есть благодать: Бог всегда верен, и это несмотря на неверность человека. Человек благословлен, иудей получает обетованное, но и тот и другой должны относить это исключительно на счет милости Бога. И здесь идет речь вовсе не о собрании, но о дереве обетования и о тех, кто в силу своего положения, одни сменяя других, принимают участие в обладании земными обетованиями. Неверующие иудеи никогда не были отсечены от собрания, они никогда не были в нем. Они занимали положение природных наследников права на обетования. И собрание не является масличным деревом, принадлежащим иудеям по природе, так что они (иудеи) вновь должны быть привиты к нему согласно стихам 23, 24. Ничего не может быть яснее: цепочкой тех, кто имел право на обетования, начиная с Авраама, был Израиль. Потом, говорит апостол, некоторые ветви были отсечены, но дерево обетования остается на земле — язычники привиты к нему вместо иудеев, они также станут неверующими (то есть такой случай предполагается), они в свою очередь будут отсечены, и иудеи будут восстановлены на древней маслине в соответствии с обетованиями и чтобы обладать ими; но это произойдет только благодаря милости. Ясно, что они получат благословение не через евангелие, ибо, что касается евангелия, они являются врагами ради язычников; что же касается избрания — возлюбленными ради отцов.

Привилегии и ответственность места благословения

Заметьте, далее, важный принцип: обладание привилегиями благодаря нашему положению делает нас ответственными за них, не затрагивая вопроса, был ли человек рожден свыше. Ветвь иудеев была на дереве обетования, но она отломилась — то же самое и с язычниками. Речь не идет о жизни или о подлинности, но язычники находятся в месте благословений — «общники корня и сока [масла] маслины», будучи привиты к ней.

Эти сообщения намерений Бога в отношении временного и частичного отвержения Израиля и их восстановления в обладании обетованиями заканчивают эту часть книги — ту, в которой апостол согласовывает суверенную милость, проявленную к грешникам (и которая ставит всех их на один уровень в общей гибели из-за греха), с особыми привилегиями народа Израиля, основанными на верности Бога. Что касается прав иудеев, они утратили все. Бог исполнит свои обетования в благодати и посредством милости.