Послание Римлянам. Главы 14,1 — 15,7
Немощь совести у других в отношении дней и пищи; самим быть совестливыми; три указания, данные в этом отношении
От начала главы 14 до конца стиха 7 главы 15 рассматривается другой вопрос, вызванный различием положений иудеев и язычников. Для иудея было трудно освободиться от ощущения разницы в отношении дней и пищи. Язычник, оставивший всю свою религиозную систему как идолопоклонническую, ничего больше не придерживался. В этом отношении человеческая природа подвержена греху с обеих сторон: она может испытывать недостаток совестливости и иметь необузданную волю, или иметь совесть, порабощенную обрядами. Христианство не признает ни одну из этих вещей. Оно освобождает нас от вопроса различия дней и пищи благодаря тому, что делает нас небесными с Христом. Но оно учит нас терпеливо относиться к немощи совести и самому быть совестливым. Совесть не может — не имеет на это права — предписывать нам что-то новое в качестве обязанности, но она может для себя самой через незнание придерживаться традиционного как обязательного. У нас, действительно, есть полная свобода, но мы должны быть терпеливыми к слабости веры у других и не ставить им на пути камень преткновения. В этом отношении апостол дает три указания: первое, принимать слабых, но не для обсуждения вопросов, которые должны быть решены; второе, не судить своего брата, потому что он — слуга Христа, а не наш, и каждый даст отчет за себя Богу; третье, сносить немощи бессильных и не угождать себе, ходить в духе любви и, если мы занимаем более высокое положение, проявить это принятием одним другого, как Христос принял нас к славе Бога, которая затмевает человека и его незначительные превосходства и которая порождает милосердие и делает это милосердие страстным и искренним в поисках блага для других, – отводя наше внимание от самих себя и незначительных вещей, так что мы можем приспособиться к нуждам и немощам других, когда не стоит вопрос о воле Бога и о Его славе.
Личная ответственность перед Господом в отношении нас самих и наших братьев
В этих наставлениях представлено много важных принципов. Каждый даст за себя отчет Богу. Каждый в случаях, относящихся к совести, должен быть полностью убежден в своих собственных мыслях и не должен осуждать других. Если у кого-то есть вера, которая освобождает его от традиционных обрядов, и он видит их совершенную бесполезность, — каковы они и есть в действительности — пусть он имеет свою веру при себе, перед Богом, и не ставит своему брату преткновения.
Никто не живет для себя самого и никто не умирает для себя: мы принадлежим Господу. Немощные выделяют день как особый ради Господа, другие не выделяют его из-за Господа. Это и есть причина того, чтобы не судить других. Тот, кого я осуждаю, принадлежит Господу. Поэтому и я должен стремиться угодить моему брату к его созиданию — он принадлежит Господу, и я должен принять его, как я был принят, чтобы разделить славу Бога, которая была дарована ему, как она была дарована мне. Этим мы служим Христу, думая о благе наших братьев. Что касается силы веры человека, пусть это будет между ним самим и Богом. Любовь является правилом для использования его свободы, если это есть свобода, а не рабство недостатка внимания к другим. Ибо противоположность этому принципу заключается в том, что соблюдение таких обрядов использовалось, чтобы разрушить свободу во Христе, и апостол показывает нам (см. Гал. 4), что если соблюдению традиционных заповедей учат как принципу, то это фактически является возвращением к язычеству.