Послание Римлянам. Главы 15,8 — 16,27
Эти наставления завершают послание. С гл. 15,8 начинается заключение, личные обстоятельства апостола и приветствия.
Мысли Павла о путях Бога с иудеями и язычниками в пришествие Иисуса
В стихах 8-12 он обобщает свои мысли, касающиеся путей Бога по отношению к иудеям и язычникам, — путей, которые были исполнены во время прихода Иисуса. Он был служителем обрезанных ради истины Бога, чтобы исполнить обещания, данные отцам. Ибо Бог дал обетования иудеям, язычникам Он не давал обетований. Для последних речь идет не об истине, но посредством благодати они могли прославлять Бога через Иисуса за Его милость. Чтобы доказать, что в намерениях Бога была благодать по отношению к язычникам, апостол цитирует отрывки из Второзакония (то есть из закона), из Псалтыря и из Пророков.
Пожелания Павла римским христианам и его нынешнее служение иудеям
В стихе 13 он с любовью обращается к римлянам, чтобы выразить им свои пожелания и свою уверенность в благословении, полученном ими от Бога, благодаря которому они могут наставлять друг друга, в то же время выражая некоторого рода смелость из-за данной ему Богом благодати быть служителем Иисуса Христа по отношению к язычникам посредством исполнения публичного действия в отношении их, являясь, так сказать, священником для принесения язычников как жертвы благоприятной Богу, потому что она освящена Святым Духом (см. Числ. 8,11, где говорится о том, как были принесены в качестве жертвы левиты, — на этот стих ссылается апостол [этот стих в оригинале читается следующим образом: «И Аарон пусть принесет в жертву левитов как жертву потрясания...»]). Это служение являлось его славой перед Богом. Это освящение Святым Духом занимало место освящения по рождению и являлось достойной заменой [см. Числ. 8,16].
Более того, он выполнил свое задание от Иерусалима и его окрестностей до Иллирика — не там, где Христос был проповедан прежде, а где еще не слышали о Нем. Это и помешало его приходу в Рим. И теперь, когда для него больше не осталось места согласно Святому Духу — ему больше нечего было делать в этих местах — и имея давнее желание увидеть римлян, он намеревался посетить их по пути в Испанию. А в данный момент он шел в Иерусалим с некоторыми пожертвованиями, собранными в Македонии и Ахаии для святых.
Мы видим, что его сердце обращено к иудеям, они занимают его мысли, и, желая поставить печать свершения милости, которую знаменовали собой эти пожертвования, он был поглощен мыслями об иудеях как о тех, кто имеет права на это. Мы видим здесь у апостола чувство, возможно смешанное, исходящее из сердца стремящегося показать, что он не забыл о них, ибо он в действительности любил свой народ. Остается только выяснить, был ли он на высоте своей миссии как апостол, исполняя это служение (собственно, диаконское служение), каким бы приятным оно ни было. Как бы то ни было, рука Бога была в том, что произошло, чтобы сделать все во благо своего возлюбленного слуги и чада и также для своей собственной славы. У Павла было предчувствие, что это путешествие в Иерусалим, возможно, не будет успешным, и он просит святых в Риме молиться, чтобы он мог быть избавлен от рук злых людей и увидеть с радостью лица святых из Рима. Мы знаем, чем это закончилось, — эта тема обсуждалась, когда мы рассматривали Деяния. Он действительно увидел их в Риме, он был избавлен от иудеев, но являлся узником; и мы не знаем, посетил ли он когда-нибудь Испанию. Пути Бога соответствуют Его вечным намерениям, Его благодати и Его совершенной мудрости.
Личные приветствия и нежные воспоминания о служении для Господа
Никогда не знав римских христиан как собрание, Павел посылает им множество личных приветствий. Связь действительно существовала. Мы видим, как трогательно его сердце останавливается на всех подробностях служения, которое привязало его к тем, кто его осуществлял. Тот, кто по благодати постиг все намерения Бога, кому было позволено увидеть то, что не могло стать известным человеку на земле, помнил все, что эти смиренные христиане — это преданные женщины — сделали для него и для Господа. Это любовь, это подлинное доказательство силы Духа Бога, это узы милости.
Драгоценное и совершенное правило для христианского хождения
Здесь нам также дано ценное и наиболее совершенное правило для нашего хождения, а именно: быть простыми на зло и мудрыми на добро (ст. 19). Только христианство могло дать такое правило, так как оно обеспечивает хождение тем, что является несомненным добром, и дает мудрость, чтобы ходить в ней. Как христиане, мы можем быть просты в отношении зла. Какое избавление для нас, в то время как человек мира должен быть непременно знаком со злом, чтобы избежать его в этом мире ловушек и коварства, ему приходится развращать свой разум, приучать себя думать о зле, чтобы не быть уловленным им. Но вскоре будет полное избавление — вскоре сатана будет сокрушен под их ногами.
Письма апостола, писания пророков
Мы также видим, что апостол не сам писал свои письма, но использовал для этого брата. Здесь названо имя одного из них — Тертия (стих 22). Глубоко озабоченный состоянием галатов, Павел сам написал послание, адресованное им; но приветствия в конце изучаемого послания, как и в конце других, были написаны его собственной рукой, чтобы подтвердить содержание послания (1Кор. 16,21; 2Фес. 3,17, в котором во второй главе упоминается поддельное послание, что дало повод применить это доказательство, которое он всегда давал, — доказательство того, что это послание было действительно его посланием). Через это маленькое обстоятельство мы видим, что он придает своим посланиям серьезный и авторитетный характер, что они были не просто излияниями духовного сердца, но, выражая их, он знал и давал понять другим, что послания были достойны рассмотрения и сохранения в качестве авторитетного источника как выражение и воплощение его апостольской миссии и что они должны быть приняты как таковые, то есть как обладающие авторитетом Господа, которым он был наделен силой Святого Духа. Они были письмами Господа посредством него, как и слова Павла являлись словами Господа (1Фес. 2,13 и 1Кор. 14,37).
Славословие последних стихов, намекающее на истину и связывающее это послание Павла с писаниями Павла в целом
Мы должны еще отметить в отношении трех последних стихов этого послания, что они, так сказать, обособлены от всего остального, вводя в форме славословия краткий намек на истину, сообщение которой характеризует учение апостола. Но здесь он ее не развивает, ибо задача, которую Святой Дух исполнил в этом послании, была другой и заключалась в том, чтобы представить душу лично перед Богом в соответствии с божественными мыслями. Тем не менее это непосредственно связывается с положением тела Христа, и учение в отношении тела, собрания, не может быть отделено от этого. И апостол ясно представляет нам, что тайна, а именно собрание, и собирание всего вместе под главою Христом было совершенно неизвестно в прошедших веках: Бог хранил молчание об этом в те времена, которые обозначены словами «вечные времена», собрание не составляло часть этого хода событий и путей Бога на земле. Но теперь тайна была раскрыта и сообщена язычникам «посредством пророческих писаний», а не в «писаниях пророков», как написано в некоторых переводах. Послания, обращенные к язычникам, были пророческими писаниями — новое доказательство характера посланий в Новом Завете.