Синопсис Д.Н. Дарби

Дети Бога; любовь Отца; явление Господа и его результаты для детей

Итак, сказать, что мы рождены от Него, — значит сказать, что мы дети Бога (смотри предыдущую сноску). Какова же та любовь, которую даровал нам Отец, чтобы нам называться детьми![13] Мир потому не знает нас, что он не знал Его. Апостол обращается здесь к Его явлению и к результатам этого явления для нас. Мы дети Бога, это наше настоящее несомненное и познанное положение, ведь мы рождены от Бога. То, чем мы будем, еще не явлено. Но мы знаем, что — соединенные с Иисусом, так как мы находимся в тех же отношениях с Отцом, имея Его самого своею жизнью, — мы будем подобны Ему, когда Он явится. Ибо именно это нам предопределено [Рим. 8,29] — видеть Его таким, каков Он сейчас у своего Отца, от которого пришла жизнь, явленная в Нем и переданная нам, причем явиться в той же самой славе.

Практическое очищение, истинная мера чистоты

Итак, имея надежду увидеть Его таким, как Он есть, зная, что я буду совершенно уподоблен Ему, когда Он явится, я стремлюсь сейчас быть подобным Ему насколько это возможно, поскольку я уже имею эту жизнь, — Он во мне и является моей жизнью.

Это и является мерой нашего практического очищения. Мы не так чисты, как Он чист, но мы принимаем Христа такого, каков Он на небесах, за образец и меру нашего очищения; мы очищаемся согласно Его чистоте, зная, что мы будем полностью подобны Ему, когда Он явится. Прежде чем отметить контраст между принципами божественной жизни и принципами врага, апостол представляет нашему вниманию истинную меру чистоты (несколько позже он представит нам и меру любви) для детей, поскольку они являются участниками Его природы и имеют те же отношения с Богом.

Надежда, объектом которой является Христос; ключ к посланию — Христос является жизнью, сам Бог явлен, Источник жизни

Здесь следует сделать два замечания. Во-первых, «надежда на Него» обозначает не надежду в верующем, а надежду, объектом которой является Христос. Во-вторых, удивительно видеть то, как апостол (как может показаться) смешивает слова Бог и Христос в этом послании; он употребляет слово «Его» применительно ко Христу, когда он только что говорил о Боге, и наоборот. Мы можем увидеть этот принцип в конце пятой главы (ст. 20): «...мы в Истинном, (иначе говоря) в Его Сыне Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная». В этих нескольких словах мы имеем ключ к посланию: Христос является жизнью. Несомненно, это Сын, но явлен именно сам Бог и совершенство Его природы, которая является источником жизни также для нас, поскольку эта жизнь находится в Христе как человеке. Таким образом, я могу говорить о Боге и сказать «рожденный от Него»; но именно в Иисусе был явлен Бог, и именно из Него я черпаю жизнь, поэтому «Иисус Христос» и «Бог» заменяют друг друга. Поэтому «Он явится» (глава 2,28) сказано о Христе, Он Праведник, и праведный человек «рожден от Него». Однако в 1Иоан. 3,1 сказано: «...рожденные от Бога», «...дети Бога», но мир не познал Его, здесь говорится о Христе на земле; и «когда Он откроется» — это опять о Христе, и мы очищаем себя «так, как Он чист». Есть и много других примеров.

Верующий очищает себя

О верующем сказано, что он «очищает себя». Это указывает на то, что он не чист, как Христос чист. Христос не нуждается в том, чтобы очищать себя. Соответственно, не сказано, что он чист подобно тому, как Христос чист (ибо в таком случае в нас не было бы греха), но верующий очищает себя, чтобы быть чистым, согласно чистоте Христа, каков Он на небесах, имея такую же жизнь, как жизнь самого Христа.

Чем является грех; пребывающий во Христе не делает греха вопреки жизни и природе Христа

Представив нам позитивный аспект чистоты христиан, апостол продолжает говорить о ней с другой точки зрения — как об одном из характерных доказательств жизни Бога в душе.

Тот, кто совершает грех (не закон нарушает, но совершает грех), действует беззаконно[14]. Его поведение не сдерживается, не имеет правил закона. Он действует без обуздания, ибо грех есть действие без узды закона или сдерживания властью другого, — действие, исходящее из нашей собственной воли. Христос пришел, чтобы исполнить волю своего Отца, а не свою. Но Христос явился, чтобы удалить наши грехи, и в Нем нет греха, поэтому всякий, делающий грех, действует против цели явления Христа и вопреки той природе, которой мы, если Христос является нашей жизнью, являемся участниками. Поэтому пребывающий во Христе не делает греха, тот, кто делает грех, не видел Его и не познал Его. Итак, мы видим, что все зависит от участия в жизни и природе Христа. Итак, давайте не будем себя обманывать. Тот, кто делает праведность, праведен, как Он праведен, ибо, участвуя в жизни Христа, человек — перед Богом согласно совершенству Того, кто там находится, глава и источник этой жизни. Таким образом, мы перед Богом как Христос, потому что Он сам действительно является нашей жизнью. Наша нынешняя жизнь не является мерой нашего принятия, ею является Христос. Но Христос является нашей жизнью, если мы приняты согласно Его совершенству, ибо именно как живущие Его жизнью, мы участвуем в этом.

Семья дьявола; тот, кто делает грех, имеет нравственно ту же природу, что дьявол

Но суд более чем негативный. Тот, кто делает грех, — от дьявола, имеет нравственно ту же природу, что дьявол, ибо он грешит от начала, это его первоначальный характер как дьявола. Христос явился, чтобы разрушить дела дьявола. Как же может тот, кто разделяет характер этого врага душ человеческих, быть со Христом?

Семья Бога; рожденный от Бога и сделанный участником Его природы, не делает греха

С другой стороны, всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Причина ясна: он сделан участником природы Бога, он черпает свою жизнь из Него. В нем этот принцип божественной жизни. Семя Бога пребывает в нем, он не может грешить, потому что рожден от Бога. Эта новая природа не имеет в себе греховного начала, чтобы совершать грех. Разве может быть такое, чтобы божественная природа грешила?

Любовь — второе доказательство божественной жизни; Христос как ее мера; уверенность в присутствии Бога

Определив, таким образом, эти две семьи, семью Бога и семью дьявола, апостол добавляет второй признак, отсутствие которого является доказательством того, что человек не от Бога. Он уже сказал о праведности, теперь он добавляет к ней любовь к братьям. Ибо такое поручение [в рус. «благовествование», ст. 11; в англ. и греч. это то же самое слово, что и в 1,5 «сообщение, поручение»] христиане получили от самого Христа, чтобы они любили друг друга. В стихе 12 апостол показывает связь между этими двумя вещами, а именно, что то, что дела одного праведны, а дела другого злы, способствовало ненависти к брату. Более того, мы не должны удивляться тому, что мир ненавидит нас, ибо мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих. Если эта любовь является существенным доказательством возрождения, то вполне естественно, что эту любовь нельзя найти в людях мира. Но в таком случае нелюбящий своего брата (серьезная мысль!) пребывает в смерти. Вдобавок к сказанному нелюбящий своего брата является убийцей, а никакой убийца не имеет жизни вечной. Это — отсутствие божественной природы, смерть, более того, это — деятельность ветхого человека в противоположной природе, он ненавидит, и в духе у него деятельность смерти: убийца.

Кроме того, как в случае праведности и чистоты, мы имеем Христа как меру этой любви. Мы познаем эту любовь в том, что Он положил за нас свою жизнь, и мы должны полагать свои жизни за братьев. Далее, если наш брат имеет нужду, и мы имеем достаток в этом мире, но не даем ему необходимое, является ли это той божественной любовью, которая заставила Христа положить свою жизнь за нас? Именно посредством этой реальной и практической любви мы узнаем, что пребываем в истине и что наше сердце утверждено и уверено перед Богом. Ибо если у нас на совести ничего нет, то мы имеем уверенность в Его присутствии, но если наше сердце осуждает нас, то Бог знает еще больше.

Здесь речь идет не об обретении уверенности в нашем спасении, а об получении уверенности в присутствии Бога. Мы не можем иметь ее, имея нечистую совесть в практическом смысле этого слова, ибо Бог всегда свет и всегда святой.

Наши просьбы и ответ на них

Также мы получаем все, о чем мы просим, если мы так ходим в любви перед Ним, делая то, что Ему угодно; ибо ходя так в Его присутствии с уверенностью, сердце и его желания соответствуют этому благословенному влиянию, будучи сформированы посредством радости общения с Ним во свете Его лица. Именно Бог оживляет сердце; эта жизнь и эта божественная природа, о которых говорится в послании, пребывают в полной активности и просвещены и движимы тем божественным присутствием, в котором они находят удовольствие. Таким образом, наши просьбы имеют целью только исполнение желаний, возникающих тогда, когда эта жизнь и наши мысли заполнены присутствием Бога и сообщениями о Его природе. И Он прилагает свою силу для исполнения этих желаний, источником которых является Он сам, — желаний, которые сформированы в сердце откровением о Нем самом (сравните Иоан. 15,7).

Таково, поистине, положение самого Христа, когда Он пребывал здесь на земле, только Он был совершенен в нем (сравните Иоан. 8,29; 11,42).

Заповедь Бога, которую необходимо соблюдать и быть послушным ей; пребывание в Боге и пребывание Бога в послушном человеке

Здесь это является заповедью Бога, и Он желает, чтобы мы были послушны ей, а именно: верить во имя Сына Его Иисуса и любить друг друга, как Он заповедал нам.

Итак, каждый, кто сохраняет Его заповеди, пребывает в Нем и Он также пребывает в этом послушном человеке. Возникает вопрос: Бог или Христос подразумевается здесь? Апостол Иоанн, как мы уже видели, смешивает их в своих размышлениях. Иными словами, Святой Дух объединяет их в наших мыслях. Мы в Нем, который истинен, то есть в Его Сыне, Иисусе Христе. Именно Христос представляет Бога людям в жизни в человеке; а для верующего Он является сообщением этой жизни, так что Бог также пребывает в нем посредством откровения природы (в ее божественном превосходстве и ее божественном совершенстве), которую верующий разделяет в силе Святого Духа, пребывающего в нем, так что любовь одновременно является наслаждением и упражнением.

Наслаждение взаимоотношениями с Богом

Но какая удивительная благодать — обрести жизнь, природу, посредством которой мы получаем возможность наслаждаться самим Богом, обитающим в нас, и посредством которой (поскольку это во Христе) мы в действительности наслаждаемся этим общением, этими взаимоотношениями с Богом! Имеющий Сына имеет жизнь, но, следовательно, Бог пребывает в нем как часть, а также как источник этой жизни, и тот, кто имеет Сына, имеет также Отца.

Какие замечательные звенья жизненной и живой радости, полученной через сообщение божественной природы Того, кто является ее источником; и все это согласно ее совершенству в Христе! Таков христианин по благодати. И христианин послушен еще потому, что эта жизнь в Человеке Христе (и именно таким образом она стала нашей) была самим послушанием — истинные отношения человека с Богом.

Доказательства новой природы и результаты

Итак, практическая праведность является доказательством того, что мы рождены от Того, кто по своей природе является источником этой праведности. Также перед лицом ненависти мира мы знаем, что перешли от смерти к жизни, потому что любим братьев. Таким образом, имея добрую совесть, мы имеем уверенность в Боге, и мы получаем от Него все, чего бы ни попросили, ходя в послушании и так, как угодно Ему. Ходя так, мы пребываем в Нем[15], и Он в нас.

Третье доказательство христианских привилегий — присутствие Святого Духа

Здесь мы находим третье доказательство наших христианских привилегий. Дух, которого Он дал нам, является доказательством того, что Он сам пребывает в нас, проявление присутствия Бога в нас. Апостол не добавляет, что и мы пребываем в Нем, потому что здесь речь идет о проявлении присутствия Бога. Присутствие Духа служит доказательством этого. Однако в пребывании в Нем есть, как мы увидим далее, обладание тем, чем Он является, и, следовательно, нравственное общение с Его природой. Как мы уже видели, каждый, кто послушен, обладает также этим. Здесь о присутствии Святого Духа в нас говорится как о доказательстве только одной стороны этой истины, а именно, что Бог в нас. Но присутствие Бога в нас согласно благодати и согласно силе Духа, включает также общение с этой природой; мы также пребываем в Нем, из кого мы черпаем эту благодать и все духовные формы этой природы в общении и в практической жизни. Об этом апостол говорит в стихах 12 и 16 главы 4.

Практическая праведность или послушание, любовь к братьям, проявление Духа Бога — все это служит доказательством наших взаимоотношений с Богом. Послушный заповедям Господа в практической праведности пребывает в Нем, и Он в том. Данный нам Дух является доказательством того, что Он пребывает в нас.