Первое Послание Петра. Глава 5
Увещания к старейшим; место Петра как свидетеля страданий Христа и как будущего участника славы
Апостол возвращается к подробностям христианской жизни. Он увещает старейших, будучи сам старейшим, ибо кажется, что среди иудеев это звание скорее являлось характеристикой, чем официальным званием (сравните ст. 5 [правильный перевод начала этого стиха: «Так же и вы младшие повинуйтесь старшим...»]). Он увещевает их пасти стадо Бога. Апостол называет себя свидетелем страданий Христа и соучастником славы, которая должна открыться. Это было назначением двенадцати — быть свидетелями жизни Христа (Иоан. 15), как предназначением Духа Святого было свидетельствовать о Его небесной славе. Петр помещает себя в два конца истории Господа и оставляет промежуток, в котором нет ничего, кроме надежды и странствия к цели. Он видел страдания Христа, он должен был разделить Его славу, когда Он будет открыт. Это — Христос, который помещает себя в отношения с иудеями, ныне знаемый лишь через веру. Во время своей жизни на земле Он был среди иудеев, хотя Он там страдал и был отвергнут. Когда Он явится, Он снова будет во взаимоотношениях с землей и с этим народом.
Точка зрения Павла
Павел говорит иначе, в то же время подтверждая эти истины. Он знал Господа лишь после Его вознесения, он не свидетель Его страданий, но он стремится к силе Его воскресения и к соучастию в Его страданиях. Сердце Павла привязано к Христу (в то время как Он на небесах) как соединившееся с Ним там вверху, и, хотя он желает явления Господа для восстановления всего, о чем говорили пророки, ему радостно знать, что он выйдет, ликуя, навстречу Ему и вернется с Ним, когда Он откроется с небес.
Забота о стаде Бога ради Пастыреначальника
Старейшие должны были пасти стадо Бога с готовностью, а не по принуждению, не для корысти и не господствуя, как над своим наследством [такой смысл стиха 3], но подавая пример стаду. Заботливая любовь должна была изливаться на него ради Христа, Пастыреначальника, для блага душ. Кроме того, они должны были пасти именно стадо Бога. Какая серьезная и в то же время радостная мысль! Ведь это невозможно, чтобы кто-то посчитал это своим стадом, если он уже осознал, что это стадо Бога и что Бог позволяет нам пасти его!
Совершенная благодать к Петру; желание его сердца; его награда
Мы можем отметить, что сердце благословенного апостола пребывает там, где его поместил Господь. «Паси моих овец» [Иоан. 21,17] являлось выражением совершенной благодати по отношению к Петру, когда Он приводил его к унизительному, но целительному исповеданию того, что только око Бога могло бы увидеть, что Его слабый ученик любил Его. В тот момент, когда Он убедил его в его полном ничтожестве, Господь доверил ему то, что было самым дорогим для Него.
Таким образом, мы видим здесь, что это было апостольской заботой, желанием его сердца, чтобы они пасли стадо. Здесь, как и везде, он не выходит за пределы явления Господа. Именно в то время будут полностью явлены пути Бога в управлении, земным центром которых являлись иудеи. Тогда венец славы будет дан тому, кто был верен, кто порадовал сердце Пастыреначальника.
Увещания и ободрения быть послушными принципам управления Бога
Молодые должны были покоряться тем, кто был старше, и все — друг другу. Все должны были облечься в смирение, ибо Бог противится гордым, а дает благодать смиренным. Это все еще принцип Его управления. Поэтому они должны были смириться под Его руку, они будут возвышены в должное время. Это означало вверить себя Богу. Он знал, что было необходимо. Он, который любил их, возвысит их в подходящее время. Он заботился о них, они должны были успокоиться в Нем, вверить все свои заботы Ему.
Увещания бодрствовать и трезвиться против их противника; Бог благодати, призвавший свой народ разделить Его вечную славу, утверждает и укрепляет их здесь
С другой стороны они должны были бодрствовать и трезвиться, потому что противник стремился поглотить их. Здесь — какими бы ни были его хитрости, какие бы ловушки он не устраивал для христиан — апостол представляет его именно в характере рыкающего льва, того, кто возбуждает открытые гонения. Они должны были противостоять ему, будучи твердыми в вере. Везде имели место точно такие страдания. Однако Бог благодати являлся упованием христиан. Он призвал нас к участию в своей вечной славе. Желанием апостола в отношении их является то, чтобы (после того как они пострадают какое-то время) Бог благодати сделал тех, кому Петр пишет, совершенными, безупречными, — утвердил и укрепил их, устрояя их сердца на непоколебимой уверенности. Ему, добавляет он, да будет слава и держава.
Обстоятельства христиан, к которым Петр писал; надежда и терпение христиан
Мы видим, что христиане, которым он писал, страдали и что апостол объясняет эти страдания согласно принципам управления Бога (особенно что касается отношений христиан с Богом, являющихся Его домом), являлись ли эти страдания страданиями ради праведности или страданиями ради имени Господа. Они были лишь на время. Надежда христиан была в другом месте, христианское терпение было благоугодно Богу. Это была их слава, если они страдали ради имени Христа. Кроме того, Бог судит свой дом и следит за своим народом.