Синопсис Д.Н. Дарби

Наставления христианским слугам и господам; причина и необходимость этих наставлений

Затем апостол так же подробно говорит о слугах, то есть о рабах. Рабы должны почитать своих господ, дабы не было хулы на учение Господа.

Если их господа были верующими, то, естественно, были более близкие отношения, ибо они были одно во Христе, и поэтому была опасность (поскольку плоть хитра), что слуги могли не оказывать своим господам должного уважения. Апостол предостерегает против подобного злоупотребления христианской любовью и говорит о благочестивой близости и доверии, которые должны существовать между братьями, но которые, напротив, должны побуждать слугу оказывать всякое почтение своему господину, относясь к нему с большей любовью и с таким же уважением.

Как представитель Бога в этом мире, Тимофей увещается являть характер человека Бога, отвратившись от зла и проявляя довольство и благочестие

В этом последнем вопросе апостол проявляет твердость. Всякое другое наставление — всякий отказ принять здравые слова христианского учения, слова Христа и учение, соответствующее практическому благочестию, — исходят от плоти, от человеческой гордыни тех, кто желает использовать благочестие в своих интересах, сделать его средством получения выгоды. От таких людей Тимофей должен был удаляться [отметим, что в оригинале отсутствуют слова «удаляйся от таких» в стихе 6; нет их и в англ. переводе Библии Д.Н.Д. 1884 г.]. Благочестие действительно являлось приобретением, если люди были довольны тем, что имели; и христианин, не принадлежащий этому миру, если он имел пропитание и одежду, должен был быть довольным этим. Он ничего не принес в этот мир, и он, конечно же, ничего не может вынести из него. А любовь к деньгам есть корень всех зол. Соблазненные алчностью, некоторые уклонились от христианской веры и подвергли свои сердца печалям. Желание быть богатым — это путь искушений и ловушек, неразумных и пагубных похотей. Тимофей как человек Бога должен был избегать всего этого. Здесь всегда видна эта мысль: Тимофей находился в этом мире от имени Бога; со своей стороны, он представлял Бога в том деле, которое ему было вверено. Поэтому Тимофей должен был стремиться не к земным богатствам, а к совершенно иному, к тому, что характеризует человека Бога: к праведности, благочестию, вере, любви, терпению, кротости — именно это в человеке представляло Бога этому миру и прославляло Его.

Борьба; необходима сила веры; вспоминается доброе исповедание Тимофея

А тем временем шла борьба — Тимофей должен был бороться доброй борьбой веры. Тот, кто представлял в этом мире Бога, должен был сражаться, потому что в мире был враг. Сила веры была необходима также для того, чтобы ухватиться за вечную жизнь посреди соблазнов и трудностей, которые представляло собой «видимое». Более того, Бог призвал Тимофея к этому и он засвидетельствовал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Торжественное повеление апостола

В заключение, апостол со всей торжественностью повелевает ему перед Богом, Источником жизни всего, и перед Христом Иисусом, который сам, не колеблясь, свидетельствовал перед властями мира сего, — он ставит Тимофея под ответственность соблюсти заповедь незапятнанно и безупречно до явления нашего Господа Иисуса Христа.

Ответственность собрания; его явление и награды за верность

Заметим здесь также, что поскольку Павел в этом послании говорит не о привилегиях собрания, а о его ответственности, то он также говорит не о его восхищении, но о его явлении, когда будут собраны плоды верности (или недостатка ее), и когда каждый будет иметь свое место в видимой славе по своим трудам. Все становятся подобными Христу, все входят в Его радость, но сесть по правую Его руку или по левую в Его царстве является уделом тех, кому это место уготовлено Его Отцом, который дарует его согласно тому делу, которое Он предоставил совершить каждому, давая силу для исполнения его, хотя в благодати Он считает это дело нашим собственным.

Верность Христа; Его открытое явление во славе

Христос сам рассматривается здесь как верный человек (стих 13), которого Бог явит во славе перед всеми творениями в час, назначенный в Его намерениях.

Ответственность перед миром; слава как ее результат

Все здесь говорит об ответственности перед лицом мира или о славе, как результате этой ответственности. Отстаивается величие верховного, невидимого Бога; и Он представляет Господа Иисуса Христа в творении как центр этого творения и хранилище Его славы — Он, обитающий в неприступном свете, которого в Его божественной сущности никто из людей не видел и видеть не может.

Необычный характер послания в его уникальном представлении недоступности величия Бога

Этот характер послания весьма примечателен. Нигде больше недоступное величие Бога как Бога не представлено так, как здесь. Его характер и Его явление часто используются для наставлений, которые нам даны. Здесь Он один имеет присущее Ему бессмертие. Он обитает в неприступном свете. Он всегда невидим для глаз человека. Он один имеет власть. Он господствует над всеми царствующими. Это Бог, представленный абстрактно в своей сущности, в присущей Его бытию неизменности, в правах своего величия, скрытый от всех людей.

Христос как Центр видимой славы, явивший ее как Человек; здесь Бог являет Его, чтобы все признали Его

Итак, Христос будет центром видимой славы. Имея часть в божественной славе прежде бытия мира, Он являет в человеческой природе, которую Он разделяет, эту славу, которая видимым образом представлена в Нем, и вследствие этого Его святые разделяют Его радость и все то, что Он имеет в этом характере; но здесь Его являет Бог, причем являет для того, чтобы все признали Его[10]. И здесь говорится именно о нашей ответственности, верность которой будет явлена в тот день. Однако, какой бы малой ни была наша часть ответственности, мы представляем на земле именно такого Бога, каким Он здесь изображен. Таков Бог, перед которым мы должны ходить и чье величие мы должны почитать, непосредственно выражая это почитание, как своим поведением, так и своим отношением ко всему, что Он создал.

Тимофею сказано предостерегать богатых уповать не на свои богатства, но на Бога и богатеть добрыми делами; Павел вновь увещает его самого твердо держаться истины и избегать нечестивой и пустой болтовни и противодействия человеческих знаний

Апостол завершает свои наставления Тимофею просьбой предостерегать богатых, чтобы они уповали не на ненадежное богатство, а на живого Бога, который дает нам все обильно для наслаждения. Перед нами все еще верховный Бог-Творец. Более того, они должны были быть богатыми на добрые дела и готовыми давать другим; быть богатыми в тех склонностях, которые имели бы ценность; они должны были накапливать (это всего лишь образ) сокровища на будущее и держаться того, что действительно является жизнью [в рус. Библии неправильно переведено: «достигнуть вечной жизни», ст. 19]. Апостол повторяет свой настойчивый призыв к Тимофею хранить вверенное ему и избегать нечестивой пустой болтовни, крепко держаться здравой и освящающей истины и не иметь ничего общего с противодействиями человеческих знаний, претендующих на проникновение в божественное, как будто бы это божественное входило в сферу их ведения. Это и было причиной падения многих, что касается христианской веры.

Души поддерживаются величием Бога в практическом здравомыслии, в котором обитает мир

Я не сомневаюсь, что то, как апостол здесь представляет нам Бога, связано с теми неразумными фантазиями, которым предавались люди под влиянием врага. Поэтому он говорит о них в сравнении с величием Его Сущности как одного единого Бога, в ком вся полнота, и со здравомыслием практической нравственности, которая хранит сердце под влиянием этой истины и в отдалении от лживых и пустых теорий, потворствующих человеческой гордыне. Говоря о величии единственного Бога, апостол поддерживает души в практическом здравомыслии, в котором они будут иметь мир.

Скоро завеса будет устранена посредством появления Иисуса, которого Всемогущий Бог явит миру.