Синопсис Д.Н. Дарби

Тимофей торжественно увещается более решительно посвятить себя служению из-за падения собрания и еще худшего его состояния в будущем

Заметьте, что апостол Павел настаивает, вменяя это ему в ответственность, чтобы Тимофей посвятил себя своему служению с тем большей энергией вследствие того, что собрание находилось в упадке, и своеволие одерживало верх в христианах; конечно, он не бросает и тени сомнения на то, что это служение остается постоянной обязанностью, которую следует исполнять во все времена, счастливые или печальные. Как мы увидели, апостол имеет в виду два разных периода: упадок собрания, который уже начался, и еще худшее положение, которое еще только предстояло в будущем. Особое применение наставления, которое мы здесь находим, относится к первому периоду. «Настой вовремя и не вовремя... — говорит апостол, — ибо будет время, когда здравого учения не будут переносить... и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

Как точно и ясно изображает перед нами апостол падение собрания! Упадок в то время был в его глазах лишь началом зла (согласно его суждению в Духе), которое будет прогрессировать к еще большему падению, когда, все еще называясь христианами, многие из тех, кто носит имя Христа, не будут больше терпеть здравое учение Святого Духа. Но, что бы ни случилось, трудясь с терпением, старанием и энергией, сколько они будут его слушать, Тимофей должен был оставаться бдительным, переносить скорби, искать души, еще не обращенные (великое доказательство веры, когда сердце обременено неверностью тех, кто является внутренним), и полностью исполнять свое служение; и дополнительной причиной для этого является то, что апостольская сила покидала сцену (стих 6).

Явление Господа связано с ответственностью; судятся личности и христианство

Но есть еще нечто в начале этой главы, на что следует обратить внимание. Полнота благодати, это очевидно, не характеризует это послание; апостол увещает Тимофея «пред Богом и Господом Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его». Мы уже говорили об этом: явление Иисуса связано с ответственностью, Его пришествие имеет целью призвать нас к себе и связано с нашими привилегиями. Здесь речь идет о первом из этих двух событий; не о собрании или доме Отца, а о Боге, явлении и царстве. Все то, что связано с ответственностью, управлением, судом, собрано под одним углом зрения. Однако апостол не говорит здесь о собрании, не говорит о нем нигде в этом послании. Более того, церковь как таковая, не подлежит суду, она — невеста Агнца; судятся личности. Судится христианство, которое носит ее имя и ответственность, и это неизбежно, пока Святой Дух пребывает здесь на земле. Об этом мы предостерегаемся в послании ефесскому собранию (Откр. 2,2-5). Более того, суд начинается там. Это — собрание, рассматриваемое как дом, а не как тело.

Удел собрания — благодать, а не суд

Удел собрания и даже его членов как таковых — благодать, а не суд. Оно идет навстречу Господу прежде, чем Он явится. Здесь апостол говорит о Его явлении и Его Царстве. Именно как явившийся во славе и облаченный властью царства, Он будет судить. Дело благодати по отношению к собранию завершится тем, что Он представит его себе. Когда Господь явится, мы тоже явимся с Ним во славе; но это будет слава царства (как мы видим в сцене преображения), и Он будет судить живых.

Власть царства Христа; осуществление суда

Он будет поддерживать власть своего царства как нового порядка вещей в течение длительного периода; и суд будет осуществляться, когда представится для этого случай, в течение всего его существования, ибо Царь будет царствовать в праведности [Ис. 32,1]; суд и праведность будут едины. Прежде чем вернуть это царство Богу Отцу [1 Кор. 15,24], Он будет судить мертвых, ибо весь суд предан Сыну [Иоан. 5,22]. Так что царство — это новый порядок вещей, основанный на Его явлении, в котором осуществляется суд. Это царство основано посредством изгнания сатаны с небес. Оно установится, и его власть начнет осуществляться с момента явления Господа.

Сознание того, что этот суд вскоре должен быть осуществлен, производит порыв любви в исполнении служения, придает ему ревности, укрепляет руки ощущением единства с Тем, кто будет осуществлять этот суд, а также благодаря чувству личной ответственности.

Близящийся уход апостола делает долг человека Бога более настоятельным

Апостол Павел использует свое близкое отшествие как новый повод призвать Тимофея к исполнению его служения во всей его полноте. Его собственное сердце расширяется при мысли об этом отшествии.

Поэтому отсутствие апостольского служения — такой серьезный факт в отношении положения собрания — делает долг человека Бога еще более настоятельным. Подобно как отсутствие Павла является мотивом для совершения нашего спасения со страхом и трепетом, также оно является мотивом для того, кто занимается делом благовествования, посвятить себя еще более, чем когда-либо, своему служению, чтобы, насколько это возможно, восполнить недостаток апостольского служения ревностной заботой о душах и наставлением их в истине, которой он научен.

Созидание на одном, уже положенном, основании

Мы не можем быть апостолами или заложить основание собрания [Еф. 2,20]. Это уже сделано. Но мы можем строить на этом основании [1Кор. 3,10] посредством истины, принятой нами от апостола через Писания, которые Бог даровал нам, посредством неослабевающей любви в истине к душам. Это основание не нужно закладывать второй раз. Мы придаем этому основанию его значение, мы даем ему его место посредством того, что строим на нем, и тем, что заботимся о душах и о собрании, которому апостольство дало вечно пребывающее место и основание перед Богом. Именно это мы должны делать при отсутствии того дара, который заложил основание.

Характер, определенный Богом, уже наложил свой отпечаток на это дело: одно основание уже было заложено. Собрание занимает свое единственное и уникальное положение согласно намерениям Бога. Стандарт, данный Богом, представлен в Слове. Мы только должны действовать, как направляет апостол, согласно тому импульсу, который уже дал Дух. Мы не можем иметь апостольскую власть: никто не является сейчас апостолом в любом подобном смысле. Сейчас невозможно быть апостолом, поскольку мы не закладываем основание — это было бы отрицанием того, что уже сделано. Основание уже заложено. Мы можем трудиться по мере нашего дара и с еще большей преданностью, пропорционально любви к тому делу, которое исполнял апостол, и потому что его здесь больше нет и он не может поддерживать его.

Дело апостола; награда за его труд и верность

Что касается апостола Павла, то он завершил свое дело; если другие были неверны, он остался верным. В доброй борьбе [в рус. подвиге] евангелия Бога он сражался до конца, успешно противостоя всем нападкам врага (ст. 7). Он завершил свое течение [это слово имеет значение «состязание в беге»], и теперь ему оставалось только стать увенчанным. Он сохранил вверенную ему веру. Венец праведности, то есть венец, даруемый праведным Судьей, который признал его верным, был отложен и хранился для него. Но он получит этот венец не раньше, чем наступит день воздаяния. Речь идет, и это ясно видно, о награде за его труд и за его верность. Именно мысль о верности, связанной с ответственностью (или о неверности), характеризует все это послание, а не мысль о привилегиях благодати.

Каждый получает награду по своему труду, и наш общий удел в благодати; то, что будет результатом явления Господа; любовь к Тому, кто явится

Дело Духа через нас награждается венцом праведности, и каждый получит награду по своему труду. Христос вводит нас всех по благодати Бога в обладание Его собственной славой, чтобы мы были с Ним и подобны Ему. Это наш общий удел согласно вечным намерениям Бога; но место приготовляется Отцом и дается Сыном согласно делу, совершенному силой Духа в каждом верующем, в его индивидуальном положении. И не только один Павел получит этот венец от праведного Судьи; все возлюбившие явление Господа явятся с Ним в славе, предназначенной каждому в отдельности и в которую облечется каждый, когда Господь явится. Отделенные от этого мира, знающие, каким он является развращенным и мятежным, чувствующие в своем сердце бремя от того, что сатана господствует, верные страстно желают явления Того, кто положит конец этому господству, мятежу, угнетению и нищете, принеся в своей благости — хотя и посредством суда — избавление, мир и свободу сердцу на земле.

Христианин разделит славу Господа, когда Он явится; но и этот мир получит избавление.

И здесь также мы видим, что речь не идет о привилегиях собрания как такового, а о публичном воздаянии, которое будет явлено, когда Иисус явится ко всем, и о публичном утверждении Его славы. Сердце любит Его явление — не только устранение зла, но явление Того, кто устраняет зло.

Преуспевание зла; Павел в изоляции и одиночестве; уход Димаса по чисто мирским мотивам

В том, что следует дальше, мы видим, как уже преуспело зло и как апостол Павел рассчитывает на личную привязанность его возлюбленного сына в вере. Вероятно, были веские причины для ухода многих, для ухода некоторых — несомненно; тем не менее необходимо отметить, что первое, что представляется мыслям апостола, — это уход Димаса по чисто мирским мотивам. Апостол почувствовал себя одиноким. Не только многие христиане покинули его, но удалились и его соратники по труду. По провидению Бога он должен был остаться один. Павел просит Тимофея поскорее прийти к нему. Димас оставил Павла. Остальные по разным причинам покинули его, некоторых он послал для исполнения дела. Не сказано, что Димас перестал быть христианином и открыто отверг Господа — ему не было по сердцу нести крест с апостолом.

Марк, некогда совершивший падение, сейчас верен и полезен; возможность для Павла изучать и писать

Однако посреди этих печалей сквозь тьму светил луч благодати и света. Присутствие Марка (чье служение Павел прежде отверг, потому что тот уклонился от опасностей труда среди язычников и возвратился в Иерусалим) теперь было ему желанным, потому что он был полезен для служения. Интереснее всего видеть (как трогательное свидетельство благодати Бога), что страдания апостола показаны нам в сочетании с действием благодати в Марке, как верном и полезном Павлу, — в Марке, который прежде подвел и с которым апостол из-за этого не хотел иметь дела. Мы также видим привязанность и доверие, явленные в мельчайших житейских деталях. Исполненный силы посредством Духа Бога, апостол нежен, сокровенен и доверчив в отношениях с теми, кто честен и предан. Мы также видим, что в конце своей жизни, будучи всецело преданным, Павел получает возможность для изучения (несомненно, того, что связано с его делом) и написания того, что он желал тщательно сохранить (стих 13), — возможно, это были его собственные послания.

Это занимает важное место в библейском наставлении в отношении жизни апостола. Павел, потерянный, так сказать, для большинства, пребывал в силе Духа; но оставшись один, с трезвым умом, он вдумчиво и старательно занимается Божьими вещами.

Предостережение Тимофею в отношении врага, который получит праведное воздаяние; Бог, управляющий всем; непоколебимое и простое доверие Павла

Он предостерегает Тимофея относительно человека, который показал свою враждебность, и предписывает Тимофею быть настороже в отношении его.

Мы здесь видим, что это послание характеризуется праведностью, в то время как благодать заняла свое место. «Господь, — говорит апостол, — да воздаст ему по делам его!» А что касается тех, кто не имел мужества остаться с ним, когда он должен был отвечать как узник, он лишь молится за них. Он не утратил мужества. Его сердце, разбитое из-за неверности собрания, оставалось непоколебимым в исповедании Господа перед миром, и он мог свидетельствовать о том, что, если его и покинули люди, Господь сам стоял рядом с ним и укреплял его. То, что он должен был отвечать перед властями, являлось лишь поводом вновь публично провозгласить, за что он стал узником. Славная сила благовестия — там, где проявляется вера! Все, что может сделать враг, превращается в свидетельство, чтобы великие мира сего, цари, которые иначе оставались недоступны, могли услышать слово истины, свидетельство об Иисусе Христе.

Верный свидетель также был избавлен от львиных челюстей. Его непоколебимое и простое доверие до конца рассчитывало на Господа. Он сохранит его от всякого злого дела для своего небесного царства.

Время его ухода было близко, но он уйдет для того, чтобы быть с Господом и иметь место в небесном царстве

Если время его отшествия было близко, если он должен был заснуть, а не измениться, несмотря на это, он не перестал быть тем, кто ожидал явления Господа. А пока он собирался быть с Ним, чтобы иметь место в небесном царстве.

Апостолам не дана чудесная сила для их личных целей

Он приветствует братьев, с которыми был связан Тимофей, и просит его прийти до зимы. Мы также узнаем здесь о том, что чудесная сила, дарованная апостолам, осуществлялась в служении Господу, а не в их личных интересах и не так, как могли бы внушить им их личные чувства, ибо Павел оставил больного Трофима в Милите.

Печальные обстоятельства, при которых писалось послание; свидетельство и мужество Павла

Очевидно, что это послание было написано, когда апостол считал свое отшествие близким и когда вера христиан прискорбно пришла в упадок, — это подтверждалось тем, что они оставили апостола. Его вера поддерживалась благодатью. Он не закрывал глаза на то, что все шло плохо — его сердце ощущало это, было разбито этим; он видел, что дела шли все хуже и хуже. Но его собственное свидетельство оставалось твердым, он был силен ради Господа посредством благодати. Сила Господа была с ним для исповедания Христа и чтобы увещевать Тимофея к большему прилежанию и преданности в осуществлении своего служения, потому что это были злые дни.

Любовь к Господу делает нас чувствительными к падению собрания, но дает доверие к Нему как к неослабевающему в своей верности посреди этого падения

Это очень важно. Если мы любим Господа, если мы чувствуем, чем Он является для собрания, то мы чувствуем, что оно все находится в глубоком падении. Личное мужество не ослабевает, ибо Господь всегда остается тем же, — верным и проявляющим свою силу для нас; если не в собрании, отвергающем ее, то в тех, кто стоит твердо, Он будет осуществлять свою силу в соответствии с личными нуждами, созданными этим положением дел.

Давайте помнить это, безразличие к состоянию собрания не является доказательством того, что мы близки к Господу или что мы доверяем Ему; но в осознании этого падения вера, понимание того, чем является Христос, даст доверие к Нему посреди падения, о котором мы скорбим. Тем не менее следует заметить, что апостол говорит здесь об отдельном человеке, о праведности, о суде, а не о собрании. Если оно и рассматривается внешне как большой дом, то оно содержит сосуды к бесчестию, от которых мы должны очиститься. И все же апостол предвидел еще худшее положение дел, которое теперь установилось. Но верность Господа никогда не может ослабеть.

Указания, данные в Первом Послании Тимофею и во Втором

Первое Послание Тимофею дает указания в отношении порядка в собрании; Второе Послание касается путей слуги Бога, когда оно в беспорядке и падении.