Послание Иакова. Глава 2
Исповедание веры в Христа проверяется реальностью ее плодов
Теперь апостол приступает к новой теме, говоря о тех, кто исповедует веру в то, что Иисус был Христом, Господом. Перед этим в первой главе он говорил о новой природе в связи с Богом. Здесь исповедание веры во Христа приводится к тому же пробному камню — к реальности плодов, производимых этой верой, в контрасте с этим миром. Все эти принципы: ценность имени Иисуса, сущность закона как его представил Христос и закон свободы — выдвинуты для проверки истинности исповедуемой ими веры, или чтобы убедить исповедующего, что он не обладает этой верой. Апостол порицает две вещи: то, что принимают во внимание внешний вид людей; и отсутствие добрых дел, которые должны являться доказательством искренности исповедания.
Почитание людей согласно их внешнему виду; нарушение закона, заключающееся в презрении к бедным; ответственность, мерой которой является закон свободы
Итак, в первую очередь апостол порицает почитание людей согласно их внешнему виду. Исповедуется вера в Господа Иисуса, и тем не менее поступки соответствуют духу этого мира! На это он говорит им, что Бог избрал бедных, сделав их богатыми верою и наследниками царства. Эти исповедующие презирали их, богатые же хулили имя Христа и преследовали христиан.
Во-вторых, апостол обращается к краткому изложению практической сути закона, о которой говорил Иисус, — к царскому закону. Оказывая особое внимание богатым, они нарушали сам закон. Закон не позволял нарушать ни одной из его заповедей, поскольку это затрагивало авторитет законодателя. Презирая бедных, они явно показывали, что не любят своих ближних, как себя самих.
В-третьих, они должны ходить как те, чья ответственность измерялась законом свободы, согласно которому — имея природу, ценящую и любящую все, что от Бога, — они должны освободиться от всего, что противоречило Ему; поэтому они не смогут оправдаться, если допустят принципы, которые не являются принципами самого Бога. Такое введение божественной природы побуждает апостола говорить о милости, посредством которой Бог прославляет себя. Человек, не оказывающий милости другим, сам окажется объектом суда, который он возлюбил.
Добрые дела как подтверждение веры; доказательство перед людьми ее существования
С этой мыслью связана вторая часть главы, ибо апостол начинает свое рассуждение о делах как доказательстве веры, говоря об этой милости, которая соответствует природе и характеру Бога, причастником которых становится истинный христианин, как рожденный от Него. Исповедание того, что имеешь веру, без этой жизни, существование которой доказывается делами, никому не может принести пользы. Это совершенно ясно. Я говорю: «Исповедание того, что имеешь веру», потому что в послании сказано: «...если кто говорит, что он имеет веру». Это является ключом к данной части послания. Кто-то говорит, что имеет веру. Апостол спрашивает: «Где доказательство этому?» Доказательством являются дела, и именно в этом смысле апостол говорит о них. Человек утверждает, что имеет веру. Но вера не является тем, что мы можем видеть. Поэтому мы имеем все основания сказать: «Покажи мне твою веру!» Речь идет о подтверждении веры, которое требуется для человека, — и только посредством плодов мы делаем ее очевидной для людей, ибо саму веру увидеть нельзя. Но если я произвожу эти плоды, значит я, несомненно, имею корень, без которого не может быть плодов. Таким образом, вера не может явить себя другим, и я не могу признать ее, если она не имеет дел; но дела, плоды веры, доказывают ее существование.
Мертвая вера бесов и людей
То, что сказано здесь дальше, показывает, что апостол говорит об исповедании учения, которое, возможно, истинно само по себе, о признании определенных истин, ибо рассматривается реальная вера — уверенность в знании и в убеждениях, которую имеют бесы в отношении единства Божества. Они не сомневаются в этом. Но нет никакой связи между их сердцами и Богом посредством новой природы — они далеки от этого.
Но апостол подтверждает это, приводя в пример людей, в ком это противоречие с божественной природой не так очевидно. Вера, признание истины, касающейся Христа, мертва без дел, то есть вера, которая не производит никаких плодов, — мертва.
Исповедание, лишенное подлинности, отличается от живой веры, проявляющейся посредством дел
Мы видим (стих 16), что вера, о которой говорит апостол, является исповеданием, лишенным подлинности [действенности]; стих 19 показывает, что эта вера может быть искренней убежденностью в том, что что-то является истиной, однако полностью отсутствует жизнь, рожденная Словом, так чтобы создались отношения между душой и Богом. Так как эта жизнь приходит через Слово, вера — это когда, будучи рожденными Богом, мы имеем новую жизнь. Эта жизнь действует, иначе говоря, вера действует согласно отношениям с Богом посредством дел, которые естественно проистекают из них и которые свидетельствуют о вере, произведшей их.
Плоды, свидетельствующие своим характером о вере, которая произвела их, очевидны у Авраама и Раав; дела поставили печать на веру
Начиная со стиха 20 и до конца главы апостол представляет новое доказательство своего утверждения, основанное на последнем принципе, о котором я только что упомянул. Итак, эти доказательства не имеют ничего общего с плодами доброжелательной природы (ибо есть такие, ими мы обладаем как творения), но исходят от жизни, имеющей своим источником Слово Бога, которым Он родил нас [1,18]. Плоды, о которых говорит апостол, самим своим характером свидетельствуют о вере, которая произвела их. Авраам приносил в жертву своего сына; Раав приняла посланников Израиля, соединив себя с народом Бога в то время, когда все было против них, и отделившись от своего собственного народа посредством веры. Все жертвуется для Бога, все оставляется ради Его народа прежде, чем он одержал хоть одну победу, и когда мир был в полной силе; такими были плоды веры. Один вверился Богу, абсолютно веря Ему, вопреки всему, что есть в природе или на что природа может рассчитывать; другая признала народ Бога, когда все было против него; однако ни то ни другое не являлось плодом доброжелательной природы или чувства природной доброты, тем, что люди называют добрыми делами. Один был отцом, собирающимся предать смерти своего сына, вторая была испорченной женщиной, предающей свою родину. Нет сомнения, что было исполнено Писание, которое сказало, что Авраам верил Богу. Как бы он мог совершить такое, если бы не верил Ему? Дела поставили печать на его веру, и вера без дел подобна телу без души; это внешняя форма, лишенная жизни, оживляющей ее. Вера действует посредством дел (без нее дела — ничто, они не являются делами новой жизни), и дела дополняют веру, действующую через них, ибо, несмотря на испытание, и даже в испытании, вера действует. Дела закона не имеют части в ней. Внешний закон, налагающий требования, не является жизнью, порождающей (помимо этой божественной природы) эти святые и исполненные любви склонности, которые, имея Бога и Его народ в качестве объектов своих устремлений, не ценят ничего другого.
Оправданные посредством веры перед Богом; оправданные делами перед людьми
Заметьте, что Иаков никогда не говорит, что дела оправдывают нас перед Богом, ибо Бог видит веру и без ее дел. Когда есть жизнь, Бог знает это. Она проявляется по отношению к Нему посредством доверия Его Слову и Ему самому, путем принятия Его свидетельства, несмотря на все то, что вне и внутри. Эту веру Бог видит и знает. Но когда речь идет об окружающих нас людях, когда нужно сказать «покажи мне», тогда вера, жизнь проявляют себя в делах.