Послание Иакова. Глава 5
Связь пришествия Господа с двумя классами израильтян и с христианским хождением
Здесь четко обрисованы в контрасте друг с другом два класса израильтян и также сказано о том, как должны себя вести христиане, когда они наказываются Господом.
Апостол представляет пришествие Господа как время окончания того положения, в котором находятся как неверующие богатые угнетатели в Израиле, так и бедный верующий остаток. Богатые собрали себе сокровища в последние дни [в рус. «на последние дни»], а угнетенные бедняки должны быть терпеливыми, пока не придет сам Господь, чтобы освободить их. Более того, он говорит, что избавление не замедлит. Земледелец ждет дождя и времени жатвы, христианин — прихода Господа. Это терпение характеризует, как мы уже отмечали, хождение веры. Оно было засвидетельствовано пророками; а в случае с другими мы считаем счастливыми [в рус. «ублажаем», ст. 11] тех, кто терпел страдания ради Господа. Иов демонстрирует нам пути Господа, он должен был терпеть, но конец Господа [и так в греч. в ст. 11] являлся благословением и нежной милостью по отношению к нему.
Это ожидание пришествия Господа является серьезным предупреждением и в то же время очень сильным ободрением, но ободрением, которое поддерживало истинный характер практической христианской жизни. Оно также показывало, к чему может привести эгоизм своеволия, и сдерживало всякое проявление подобного своеволия в верующих. Чувства братьев по отношению друг ко другу помещены под охрану той же самой истины. Они не должны были иметь духа недовольства или роптать на других, если у кого-то, возможно, были более благоприятные внешние обстоятельства: «...вот, Судия стоит у дверей».
Что показывают клятвы
Клятвы еще в большей степени указывают на то, что человек забывает о Боге, и, следовательно, на действия, вызванные своеволием естества. «Да» должно быть «да», а «нет» — «нет». Автор данного послания желает действий божественной природы в осознании присутствия Бога и подавления всякой человеческой воли и грешной природы.
Средства в христианстве, которые использовались в случае радости и в случае скорби
В христианстве были средства, которые использовались в случае радости и в случае скорби. Если кто страдает, пусть молится (Бог готов слушать); если кто радостен, пусть поет; если болен — пусть пошлет за старейшими [в рус. пресвитерами] собрания, которые помолятся за страдающего и помажут его елеем, и наказание будет снято с него, и его грехи, за которые он согласно управлению Бога был таким образом наказан, простятся ему, что касается этого управления; ибо именно об управлении говорится здесь: о вменении греха в вину, приводящем к осуждению, здесь речь не идет.
Молитва веры; наказание от Господа; наказание и прощение грехов, что касается управления
Нам представлена здесь действенность молитвы веры, но это связано здесь с сохранением искренности сердца. Управление Бога осуществляется по отношению к Его народу. Он наказывает их болезнями, если это необходимо, и важно, чтобы во внутреннем человеке была сохранена истина [Пс. 51,6]. Люди скрывают свои грехи, они желают ходить так, будто все по-прежнему хорошо; однако Бог судит свой народ. Он испытывает сердце и внутренности [Иер. 11,20]. Они содержатся в узах бедствия, Бог указывает им на их грехи [Иов 36,8.9] или на их несломленное своеволие. Человек «вразумляется болезнию на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов 33,19). В таком случае собрание Бога вмешивается в милосердии и в соответствии с его собственным порядком посредством старейших; больной вверяет себя Богу, исповедуя свое состояние нужды; милосердие собрания действует и приводит наказанного в присутствие Бога, согласно тем отношениям, в которых оно само находится, ибо именно там находится собрание. Вера ссылается на эти отношения благодати, и больной исцеляется. Если причиной этого наказания являлись грехи (а не просто потребность в дисциплинирующем воздействии), эти грехи не будут являться препятствием для его исцеления, ибо будут ему прощены.
Исповедание и молитва друг за друга; любовь, господствующая в собрании
Затем апостол представляет общий принцип, как линию поведения для всех, а именно, что христиане должны открывать свои сердца друг перед другом, чтобы сохранить и укрепить истину во внутреннем человеке, что касается себя самого; и что они должны молиться друг за друга, чтобы милосердие полностью проявлялось по отношению к проступкам других; таким образом в собрании духовно формируются благодать и истина и совершенное единство сердец среди христиан, так что даже их проступки являются поводом для проявления милосердия (которое проявляется в Боге по отношению к нам); и полное доверие друг ко другу согласно этому милосердию, — доверие, какое чувствуешь к восстанавливающему и прощающему Богу. Какая это прекрасная картина божественных принципов, вдохновляющих людей и заставляющих их действовать согласно природе самого Бога и влиянию Его любви на сердце!
Мы можем отметить, что здесь говорится не об исповеди старейшим. Тогда бы речь шла об уповании на людей — формальном [официальном] уповании. Бог желает, чтобы божественное милосердие проявлялось в каждом. Взаимное исповедание друг другу показывает состояние собрания, и Богу угодно, чтобы собрание находилось в таком состоянии, чтобы любовь так в ней господствовала, чтобы они были так близки к Богу, что были бы способны обходиться с грешником согласно той благодати, какую они познали в Нем; и чтобы эта божественная любовь так осознавалась верующими, что упование и действие благодати могли бы произвести совершенную внутреннюю искренность. Официальное исповедание разрушает все это, оно противоположно этому. Как божественна та мудрость, которая опускает исповедание, говоря о старейших, однако рекомендует его как живое и добровольное излияние сердца.
Ценность пламенных молитв праведника; дело Духа
Это приводит нас также к ценности пламенных молитв праведника. Эту силу (через благодать и действие Духа) дает ему его близость к Богу и, следовательно, осознание того, чем он обладает из того, чем является Бог. Бог считается с людьми и делает это соответственно безграничности своей любви. Он считается с доверием Ему и с верой в Его Слово, проявленными тем, кто думает и действует согласно правильному пониманию того, чем Он является. Именно вера дает нам почувствовать то, что мы не видим, — самого Бога, который поступает согласно откровению, которое Он дал о себе. Итак, человек, который в практическом смысле является праведником через благодать, находится близко к Богу, и когда он таковой, ему нет необходимости решать с Богом вопросы, касающиеся его собственного греха, что удерживало бы его душу на расстоянии от Него, ведь его душа теперь свободна приблизиться к Богу согласно Его святой природе ради блага других; и, движимый божественной природой, которая вдохновляет его и позволяет ему оценить Бога, он стремится (согласно деятельности этой природы) к тому, чтобы его молитвы к Богу достигали цели, или когда он молится во благо других, или во славу самого Бога в своем служении. И Бог отвечает согласно той самой природе, благословляя это доверие и отзываясь на него, чтобы явить то, чем Он является для веры, чтобы поощрить ее, одобряя ее деятельность и ставя свою печать на того, кто ходит верой[2].
Дух Бога, как нам известно, действует во всем этом. Однако апостол не говорит здесь о Нем: он занят мыслями о практическом результате и представляет человека, каков он есть, когда действует под влиянием этой природы, ее практической силы, действует по отношению к Богу и вблизи Его, так что эта природа проявляется во всей своей мощи, движимая силой этой близости к Богу. Но если мы рассмотрим действие Духа, эти мысли подтвердятся. Праведник не огорчает Святого Духа, и Дух действует в нем согласно присущей Ему силе, не занимаясь тем, чтобы просветить его совесть перед Богом, но действуя в человеке согласно силе его общения с Богом.
Действенность молитвы веры, проиллюстрированная Илией
Наконец, мы получаем уверение в том, что пылкая и энергичная молитва праведника очень действенна; это молитва веры, которая знает Бога, и рассчитывает на Него, и приближает к Нему.
Случай с Илией очень интересен, так как он показывает нам (есть и другие подобные примеры), как Святой Дух действует внутри человека, у которого мы видим внешнее проявление силы Духа. В этой истории Илия провозгласил: «Жив Господь... в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову...» Это власть, сила, осуществляемые в имени Сущего. В рассматриваемом послании скрытый процесс, то, что происходит между душой и Богом, сделано явным. Он молился, и Бог услышал его. Мы имеем такое же самое свидетельство со стороны Иисуса у гроба Лазаря. Только в последнем случае эти два момента объединены, за исключением того, что сама молитва нам не передана, разве что в невысказанном стенании духа Христа (см. Иоан. 11).
Живой, действующий Бог открылся как проявляющий интерес к своему народу через Павла, Илию и Господа у гроба Лазаря
Сравнивая Гал.2 с историей, рассказанной в Деян.15, мы находим откровение от Бога, которое и определило поведение Павла, когда он пошел в Иерусалим, какими бы ни были, представленные в другом месте, внешние мотивы, известные всем. Посредством таких примеров, как те, что апостол представил собранию, и примеров с Илией и Господом Иисусом, нам открывается Бог, живой, действующий и заинтересованный во всем, что происходит среди Его народа.
Деятельность любви по отношению к заблуждающимся
Послание также показывает нам деятельность любви по отношению к тем, кто заблуждается. Если кто-нибудь удалится от истины и он будет возвращен посредством благодати, то да будет известно, что возвращение грешника с ложного пути есть проявление силы (как бы просто ни было наше действие), избавляющей душу от смерти; соответственно, все эти грехи, которые развернулись в своей гнусной природе перед глазами Бога и оскорбляли Его славу и Его сердце своим присутствием в Его вселенной, покрыты. Когда душа приведена к Богу благодатью, все ее грехи прощены и больше не будут явлены, ибо они навсегда изглажены перед лицом Бога. Апостол (как и повсюду) говорит не о силе, действующей в этом деле любви, но о факте. Он применяет это к случаям, имевшим место среди них, но он утверждает общий принцип, касающийся результата действия благодати в душе, которая оживлена ею. Заблудшая душа спасается, ее грехи удаляются от глаз Бога.
Грех побежден и поглощен любовью, которая занимается им
Милосердие в собрании устраняет, так сказать, грехи, которые иначе бы разрушили единство, и подавили бы это милосердие в собрании, и явились бы во всем своем безобразии и во всей своей пагубности перед Богом, тогда как, встреченные любовью в собрании, они остановлены, растворенные, так сказать (что касается положения вещей перед Богом в этом мире), и удаленные милосердием, которое они не могут победить. Грех побеждается любовью, которая занимается им, он исчезает; он поглощается этой любовью. Таким образом, любовь покрывает множество грехов — здесь речь идет о ее действии для обращения грешника.