Откровение. Введение
Различные служения Петра, Павла и Иоанна
Опираясь на авторитет Писания, мы можем считать Петра и Павла апостолами обрезания и необрезания соответственно (Гал. 2,7.8). Когда ученики рассеялись из-за гонений, возникших после смерти Стефана, Петр и другие апостолы остались в Иерусалиме и, продолжая (хотя благодаря заботе Бога единство сохранялось) дело Христа в остатке Израиля, собирали к собранию на земле потерянных овец дома Израиля. Павел, став служителем собрания, так же как служителем евангелия, проповедуемого всякому творению под небесами (Кол. 1,23.25), как мудрый главный строитель [так в греч. в 1Кор. 3,10] закладывает основание. Петр в своих посланиях изображает христиан как странников в пути, следующих за воскресшим Христом к небесному наследству. Павел признает это, как, например, в Фил. 3, но в полном раскрытии своего учения изображает нам святых сидящими в небесах вместе с Христом — наследников всего того, что унаследовал Он сам. Все это касается домоправлений и является весьма поучительным. Иоанн же занимает иное место. Он не затрагивает вопрос домоправлений; и хотя пару раз утверждает этот факт (см. Иоан. 13,1; 14,1; 17,24; 20,17), все же не рассматривает святых или самого Господа на небесах. В своем Евангелии он представляет Иисуса как божественную личность — Слово, сделанное плотью, являющее Бога и своего Отца, вечную жизнь, сошедшую на землю. В Послании Иоанна рассматривается вопрос о нашем участии в этой жизни и показан ее характер.
Возобновление действий Бога по отношению к земле раскрывается в конце Евангелия по Иоанну; во время развращения в плане домоправлений и при внешнем беспорядке вечная жизнь оставалась той же самой
Однако в конце Евангелия — после упоминания о том, что после Его ухода к Отцу будет послан Утешитель, — говорится, что Христос открывает ученикам (хотя и в загадочной форме) возобновление путей Бога в отношении земли, которых Иоанн в своем служении является представителем. Это связывает явление Христа на земле во время Его первого пришествия с Его явлением, когда Он снова придет. Личность Христа и вечная жизнь в Нем являются также постоянной безопасностью и живым семенем Бога, в то время как в плане домоправлений все было развращено, пришло в беспорядок и в упадок. Но если внешне все находилось в беспорядке, то вечная жизнь оставалась прежней.
Разрушение Иерусалима; иудейское собрание прекратило свое существование; началось отступничество
В отношении всего этого разрушение Иерусалима является событием величайшей важности, поскольку иудейское собрание, созданное как таковое в день Пятидесятницы, прекратило свое существование. Оно прекратилось раньше — тогда было лишь исполнено само судебное действие. Христиане были предупреждены о том, что они должны выйти за стан. Разрыв между христианством и иудаизмом завершился. Христос больше не мог поддерживать собрание, образованное среди иудейского остатка, как центр своей земной власти[1]. Но, увы, собрание, такое, как его утвердил Павел, уже утратило свое первоначальное состояние и не могло, ни в каком смысле, принять наследство, которое выпало из рук Израиля. «Все ищут своего, — пишет Павел, — а не того, что Христово Иисусово». Все асийские оставили его, также пишет Павел, и это просто поразительно, если вспомнить, что Ефес являлся той благословенной сценой, где вся Асия [Малая Азия] услышала слово Бога из уст апостола. Те, кто был особо введен с полным разумением в положение собрания, не смогли сохранить это положение в силе веры. Действительно, тайна беззакония была в действии прежде этого и должна была продолжаться и разрастаться до того момента, когда будет убрано то, что создавало преграду для проявления завершающего отступничества.
Служение Иоанна во всеобщем упадке и разорении
Именно в этом состоянии упадка и разорения начинается служение Иоанна. Неизменность была в личности Христа прежде всего для вечной жизни, но также и в отношении путей Бога на земле. Если собрание должно быть извергнуто из Его уст, то Он является верным свидетелем, началом творения Бога. Давайте проследим эту связь по Евангелию по Иоанну. В главе 20, как уже подробно было отмечено, мы видим картину путей Бога от воскресения Христа до остатка Израиля в последние дни, представленного в лице Фомы, который воззрел на Того, которого пронзили, и, увидев, уверовал. В главе 21 мы видим помимо остатка полное собрание тысячелетнего царства. Затем в конце этой главы указывается (хотя и иносказательно) на особое служение как Петра, так и Иоанна. Овцы Иисуса из обрезанных вверены Петру, однако его служение должно было завершиться подобно служению Христа. Собрание не должно быть утверждено на этом основании (на служении Петра), также как и Израиль. Не говорится о пребывании здесь до пришествия Христа[2]. Служение Петра было фактически завершено, и собрание обрезанных осталось без пастыря даже прежде, чем разрушение Иерусалима навсегда положило конец всем иудейским связям. Затем Петр спрашивает Иисуса относительно того, что произойдет с Иоанном. Господь отвечает ему, правда в иносказательной форме; Он откладывает (однако представляя это Петру, который должен был следовать за Ним, как то, что не касалось его) завершение служения Иоанна на более позднее время, возможно, даже до прихода Христа. Итак, фактически Жених замедлил; но служение Иоанна посредством Слова (единственное, что должно было оставаться, а не какая-либо личная забота апостола) продолжается до возвращения Христа.
Особое место Иоанна, что касается собрания
Иоанн не являлся главным строителем, как Павел; никакое домоправление не было вверено ему. Он был связан с собранием в его земном устройстве, как Петр, а не в небесном, как то, что представлено в Послании Ефесянам; он не был служителем обрезанных, но продолжил земную систему среди язычников, только твердо держась личности Христа. Его особым местом являлось свидетельство о личности Христа, пришедшего на землю с божественным правом на нее, — властью над всякой плотью. Это не разрывает связи с Израилем, как разорвало их служение Павла, но возносит власть, соединяющую все в личности Христа, на высоту, которая провела ее через любое сокрытое время или сокрытую власть до ее утверждения над миром в конце. Это не исключило Израиль как таковой, а расширило сферу действия власти Христа так, чтобы утвердить ее над миром, — утвердить не в Израиле как ее источнике, хотя она могла утвердить сам Израиль в его собственном месте из небесного источника этой власти.
Внешнее собрание на земле, рассматриваемое в упадке и в последующем суде, и истинное собрание в славе и благодати
Какое же место в этом служении Иоанна занимает собрание, как оно представлено нам в книге Откровения? Мы не видим собрание в том характере, в котором его представляет Павел, — исключение составляет только одна фраза, которая появляется после того, как откровение завершено, и в которой отмечается истинное его место в период отсутствия Христа (глава 22,17). В это время святые рассматриваются как те, кто обладает собственными осознанными отношениями с Христом, а также в связи с их местом царей и священников перед Его Богом и Отцом, которое их связывает с Ним. Но Иоанн в своем свидетельстве и в своем служении рассматривает собрание в его внешнем аспекте на земле[3], сначала в состоянии упадка (при этом Христос судит его) [главы 2 и 3], а затем в конце как истинное собрание, столицу вселенной и местонахождение управления Бога над миром [21,2.3]. Оно является жилищем, в котором обитают Бог и Агнец. Все это помогает нам понять цели и значение этой книги. Собрание пало; язычники, привитые посредством веры к хорошей маслине, не пребыли в благости Бога. Ефесское собрание — сосуд разумения и выражение того, чем являлось собрание Бога, — утратило свое первоначальное состояние; светильник должен был быть сдвинут. Ефес Павла стал свидетельством на земле упадка и устранения из присутствия Бога того, что не было верным, как это произошло ранее с Израилем. Терпение Бога проявлено по отношению к собранию, так же как прежде к Израилю, но собрание не сохранило свидетельства Бога в мире и было в этом отношении не лучше, чем Израиль. Иоанн сохраняет это свидетельство, показывая, согласно своему служению, суд собраний посредством слова Христа[4] и затем суд мира от престола (божественные сила и власть) до тех пор, пока придет Христос, примет свою великую силу и будет царствовать. В течение этого переходного периода, когда действия исходят от престола, небесные святые показаны на небесах. Когда придет Христос, они придут вместе с Ним.
Связь между писаниями Иоанна
Таким образом, Первое Послание Иоанна является, так сказать, продолжением Евангелия, за исключением его (Евангелия) последних двух глав, которые касаются домоправления; а Откровение продолжает именно эти две главы (21 и 22), в которых Христос воскрес, но Его вознесение не упоминается, а пути Бога, относящиеся к домоправлению, просматриваются в описанных там обстоятельствах. В то же время показано, что тогда Он не мог лично установить царство. Сначала Он должен был вознестись. Два коротких послания учат нас, что истина (истина о Его личности) являлась пробным камнем подлинной любви, и этой истины необходимо твердо держаться, когда вошли анти-христиане. Кроме того, необходимо было твердо держаться беспрепятственной свободы служения истины, противостоя притязаниям на церковную или клерикальную власть, представляющую собой контраст с собранием. Апостол написал собранию. Диотреф же отвергал свободное служение.
Теперь я приступаю к рассмотрению самой книги.