Первая Книга Хроник. Главы 9,35 — 12
Падение дома Саула; Сущий утверждает Давида
Сжатый рассказ о падении дома Саула вводит утверждение Сущим дома Давида. Обо всем, что произошло до того, как народ собрался к Давиду в Хеврон и царская власть над всем Израилем в Иерусалиме была утверждена за его домом, умалчивается.
Порядок царственной власти и царства Давида
Затем мы видим в качестве основной темы порядок царской власти и царства, как утвержденного за домом Давида, — царства рассматриваемого скорее как установленного Богом в благословении, чем как исторический рассказ обо всем, что произошло, за исключением того, что было необходимо, чтобы представить данную картину. Здесь нет совершенства, но есть установленный Богом порядок. Следовательно, о падениях и страданиях Давида как до, так и после того, как он стал царем, умалчивается.
Царь, и сила, и слава его царства
После упоминания о самом царе, помазанном Самуилом по слову Сущего, чтобы управлять всем Израилем, начинается история о том, что составляло силу и славу царства Давида. Первосвященник уже не находится на переднем плане. Помазанник Сущего прежде всего воин, хотя так не должно быть всегда. Иоав и сильные мужи, которые были соратниками Давида по оружию, представлены непосредственно за царем.
Первое место после царя отдается тому, кто избавил Сион от рук врагов[2], и это место, избранное Сущим, становится городом Давида и средоточием царской власти. Затем нам сообщается о том, как соратники Давида один за другим присоединяются к нему, хотя еще долгое время его отвергали и Саул преследовал его, все еще ничтожного внешне, беглеца, и не имеющего сил, чтобы сопротивляться.
Соратники Давида
Первые, кто отмечен, как пришедшие к нему, доказывают, что Бог и понимание Его воли имели в их глазах бóльшую ценность, чем родство и преимущества, которые вытекали из него, — из братьев Саула (а именно из колена Вениамина), люди в высшей степени искусные в обращении с луком и пращой, то есть тем оружием, которым Саул был сражен в битве, в которой он погиб.
Некоторые пришли к Давиду из-за Иордана, когда он еще скрывался в пустыне, ибо вера и явление силы Бога обычно приводят в действие энергию тех, кто присоединяется к ней. Тот, с кем Бог, притягивает тех, на кого Бог воздействует, и их энергия развивается пропорционально проявлению Его присутствия и благосклонности. Многие из них прежде были с Саулом, но, находясь с ним, они не были сильными; также многие никогда не были с ним. Однако даже в стане Саула Давид смог убить филистимлянина, когда весь Израиль был охвачен ужасом. После этого подобные подвиги становятся почти обычным делом. В начале они требовали непосредственного общения с Богом, для того чтобы исключить влияние всего, что окружало человека, находившегося в этом общении. Позже влияние окружения стало благоприятным, и в этом смысле вера распространялась. Это были лишь главные из сильных у Давида (11,10-47). Когда Бог действует в силе, Он дает силу слабым и энергией веры и своего Духа Он создает армию героев.
В тех, кто пришел из колен Вениамина и Иуды (12,16), мы видим именно эту связь веры. Они признавали, что Бог Давида помогал ему. Давид вверяет себя Богу в отношении тех, кто присоединялся к нему, так как к концу своего пути испытаний и странствий, он был в очень трудном положении. Те, которым Бог давал энергию и силу, отправлялись к нему в большом числе, ибо все созрело для его возвышения на престол Израиля и для передачи в его руки царства Саула [12,22.23].
Различные качества армии Бога, но у всех одно сердце и цель
Разнообразны качества этой армии Бога. Все известны своей храбростью: некоторые из них различали времена, чтобы знать, что надлежит делать Израилю, и в этом случае все их братья были в распоряжении Давида (12,32); другие — вооружены для сражения; у третьих имелось все воинское снаряжение, и у них не было двойного сердца [12,33, в рус. «единодушных»]. Всем этим они обладали согласно дару Бога, и все они приходили с единым сердцем [12,38, в рус. «единодушны»], чтобы воцарить Давида; их братья приготовили им все в изобилии, ибо в Израиле была радость. Так бывает всегда, когда Христос действительно восхваляется искренними сердцами, которые ищут лишь Его славы.