Первая Книга Царей. Главы 11, 12
Падение Соломона; причина этого падения и его результаты
До настоящего момента перед нами была чудесная картина благословения Бога, покоящегося на сыне Давида, единственным желанием которого было обладание мудростью от Бога, чтобы уметь управлять Его народом. Сущий в дополнение дал ему богатство, величие и славу. Обратная сторона этой картины, такая тягостная для сердца, тем не менее служит нам наставлением относительно праведных путей Бога.
В случае, предусмотренном Богом, когда у Израиля есть царь, этому последнему было запрещено умножать свои богатства или жен и ходить в Египет для умножения коней (Втор. 17,16.17). Следовательно, какими благословениями мы бы ни были окружены, никогда нельзя оставлять безнаказанно ни закон Бога, ни образ действий, предписанный в Слове Его детям. Бог добавил богатство и славу Соломону, который просил только мудрости, но изучение закона, что было предписано царю (Втор. 17,19.20), должно было бы воспрепятствовать ему использовать средства, которые он применял для приобретения своих богатств. Эти главы сообщают нам, что он делал как раз то, что закон запрещал ему делать. Он умножал золото и серебро, умножал число своих жен, у него было множество коней, приведенных из Египта.
Обещание Бога было исполнено. Соломон стал богатым и прославленным более всех царей своего времени, но средства, которые он использовал, чтобы разбогатеть, выявили сердце далекое от Бога и привели его к краху согласно праведному суду и твердому слову Бога.
Как совершенны Его пути, как несомненны Его свидетельства! Святость подобает Его дому [Пс. 93,5]. Его суды не могут изменяться.
Соломон обладает неизменными обетованиями Бога. Он грешит в тех средствах, при помощи которых старается удовлетворить свои собственные похоти; и хотя в результате этого обетования исполняются, однако он несет последствия того, что так поступал. Внешне было видно только исполнение обетования, в действительности же было и другое. Соломон был бы богатым и прославленным и не посылая за конями в Египет и за золотом в Офир, ибо Бог обещал ему это. Поступая так, он богатеет, но удаляется от Бога и Его слова. Поддавшись желанию славы и богатства, он умножил также число своих жен, и в старости они уклонили его сердце. Это пренебрежение Словом, которое в начале, казалось, не имело никаких плохих последствий (ибо он богател, как если бы это было исполнением обещания Бога), порождает вскоре удаление более серьезное по своей природе и по своим последствиям, и оказывает более сильное влияние и более непосредственно противостоящее заповедям Слова Бога, и в конце концов приводит к ужасному непослушанию Его конкретным и основополагающим требованиям. По скользкому пути греха всегда движутся все более ускоряющимися шагами, потому что первый грех ведет к ослаблению в душе власти и силы того единственного, что может предотвратить совершение еще большего греха, то есть слова Бога, а также осознания Его присутствия, которое придает Слову его практическую власть над нами.
Бог навлекает на Соломона кары и бедствия во время его жизни и лишает его семью управления большей частью колен, объявляя, что он поразит потомство Давида, но не навсегда.
Безрассудство Ровоама, мятеж Иеровоама, два царства
В соответствии с жалобой царя (Еккл. 2,19), тот, кому Соломон оставил все плоды своего труда, не был мудрым. Его безрассудство навлекло на него последствия, связанные в намерениях Бога с грехом его отца. Под руководством Иеровоама десять колен вышли из-под власти дома Давида. Рассматриваемый с точки зрения своей ответственности, дом Давида полностью и навсегда потерял свою славу.
Мы должны проследить историю обоих царств и даже более подробно историю царства десяти колен, за которым сохранилось имя Израиля, хотя Бог еще давал возможность светильнику Давида сиять в Иерусалиме.
Грех Иеровоама
Нравственное падение нового царя, Иеровоама, не замедлило произойти. Судя согласно человеческой мудрости и забыв страх Сущего, он делает двух золотых тельцов, чтобы мощные связи общего поклонения порвались и больше не привязывали его подданных к Иудее и Иерусалиму. Было установлено новое священство. Все, что относилось к поклонению, являлось выдумкой его собственного сердца. Грех Израиля стал установившимся правилом, и выражение «Иеровоам, сын Наватов, который ввел в грех Израиль», стало печальной характеристикой их первого царя.