Синопсис Д.Н. Дарби

Грех исчисления народа

Глава 24 подводит нас к теме, на которую следует обратить особое внимание. Гнев Бога опять возгорелся на Израиль. Намерение Духа в этом не объяснить нам, по какой причине это произошло, но открыть нам пути Бога как в управлении, так и в благодати. В предыдущей главе Бог «делает перепись» сильных мужей, которые олицетворяют сотоварищей истинного Давида в славе. Здесь это Его благодать, проявившаяся в том, что Он остановил свой гнев и ввел свое благословение.

Пути Бога в управлении и в благодати

Бог наказывает гордость и мятежность Израиля, предав их последствиям порыва природного сердца Давида. Свойственная Иоаву трезвость ума и рассудительность дает ему почувствовать безрассудство этого. Когда плоть проявляется в другом человеке, это легко различить. Иоав чувствовал, что не стоит презирать Бога, когда ничего этим не приобретешь, — ибо именно так плоть боится Бога. Однако это было от Бога, и сатана в этом добивался своего.

Какая польза, в самом деле, от человеческой рассудительности в противодействии воле Бога в наказании и в противостоянии злобе сатаны? Это очень ужасно быть преданным в его власть. Девять месяцев греха со стороны Давида (и терпения со стороны Бога) показывают нам пагубное влияние врага; но лишь завершенный грех пробуждает совесть Давида. Наслаждение плодами нашего греха выводит нас из заблуждения, именно погоня за ним обольщает наши души. Когда сатана достиг цели, обольщая детей Бога совершить зло, которым он искушает их, он уже перестает заботиться о том, чтобы скрыть от них безрассудство и пустоту этого. К счастью, там, где есть жизнь, совесть вновь обретает свою силу.

Выбор Давида; его упование на Бога

Тем не менее наказание должно последовать за грехом, который был доведен до завершения, несмотря на столь длительное терпение Бога. Но Бог, который достигает совести своего слуги, приводит в действие искренние чувства его сердца, чтобы осуществить свое суверенное намерение. Давид проявляет неизменную черту сердца, знающего Господа, — доверие к Нему превыше всего и любой ценой. «Пусть впаду я в руки Господа». Сладкая и драгоценная мысль о том, что Господь значит для своего народа! И Господь прекрасно знает, как наполнить сердце уверенностью в том, что Он заслуживает его доверия. Даже наказывая, Бог любит больше, Он более верен и заслуживает большего доверия, чем кто-либо другой. Разразилась моровая язва, но посреди суда Сущий вспоминает о милости и приказывает ангелу-губителю, уже простершему руку на Иерусалим, остановить ее. Именно Иерусалим, город Его привязанности, привлекает Его внимание. Бог избирает его местом, где будет находиться жертвенник Ему и будет явлена Его благодать, — местом, определенным для престола милости [крышки ковчега]. Именно здесь угас возгоревшийся справедливый гнев Бога против Израиля, и грех дает повод установить место и дело, где Он и Его народ будут встречаться согласно благодати, устранившей грех. Это то, что характеризует крест Христа; это то, что остановит язву в Израиле и введет царство истинного Князя Мира. Давид становится в проломе, чтобы избавить народ, причем за счет себя (стих 17), и, прообразно согласно намерениям Бога, он приносит жертву умилостивления.

Жертвенник на гумне Орны; искупительная жертва

В размышлениях над Первой Книгой Хроник содержится более полное исследование этой последней части истории Давида. Но поразительно, что эта книга, после всей истории управления Бога по отношению к Давиду, заканчивается искупительной жертвой, которая останавливает гнев посредством благодати и полагает основание для места встречи Бога с Израилем и для места их поклонения Богу.