Вторая Книга Самуила. Главы 11 — 13
Большой грех Давида и его последствия
Далее следует история Давида и жены Урии. Давид перестает действовать в служении Богу посредством веры. Когда наступает время, в которое цари выходят воевать, Давид остается дома в покое и посылает других вместо себя вести войны Сущего. В покое и праздности он быстро впадает в грех, как и тогда, когда он искал покоя среди филистимлян. Он больше не стоял в вере.
Чем ближе Давид был к Богу, тем более бесплодными были его попытки скрыть свой грех. Предоставленный на время в качестве наказания самому себе, он добавляет к первому греху второй. Он совершает его и наслаждается его плодами, когда устранение всех препятствий придает его пути видимость законности. Как все это печально! Как недостойно! Давид забывает о своем положении царя, причем царя от Бога. Разве это правление в праведности, когда он пользуется своей царской властью, чтобы притеснять Урию? Давид становится рабом жалкого Иоава, сделав его соучастником своего преступления. Какое падение! Насколько же счастливее был Давид, когда, хоть и преследуемый, как куропатка в горах, он имел живую веру и добрую совесть! Но кто может скрыться от взора Бога? Также Бог, знающий и любящий Давида, не мог оставить без внимания его грех.
Грех был очень большим, Давид совершил его втайне. Бог наказывает его грех перед всем Израилем. Если Давид не сумел ни прославить Бога, ни — царствуя в Его имени — сохранить истинное свидетельство о природе царства Бога и если он, наоборот, исказил его характер, то Бог сумеет сам перед всеми восстановить его черты, наказав того, кто так обесчестил Его и кто устранил единственное свидетельство Его управления, которое Бог представил людям.
Труд Духа
Эта история показывает нам, как сильно грех может ослепить сердце, даже когда нравственное суждение остается здравым; она показывает силу и верность слова Бога. Бог в то же время являет суверенность своей благодати, ибо хотя Он и наказал Давида смертью младенца, но именно второй сын Вирсавии являлся избранником Бога, который стал царем и главою царского рода, человеком мирным и благословенным, возлюбленным Сущего. Давид смиряется под рукой Бога, его сердце сгибается под ней в глубинах своих чувств. Он понимает это наказание лучше, чем его слуги, хотя он и более виновен, чем они. Он действует надлежащим образом согласно своему духовному разумению. Было доверие Богу и близость к Нему, и поэтому он открыл самую чувствительную часть своего сердца Богу, место, в которое Бог нанес ему рану. Но когда воля Бога была явлена, Давид полностью подчиняется.
Здесь ясно виден труд Духа. Это тот же самый Дух, который действовал в Иисусе в Гефсимании, хотя эти случаи и мера страданий не только были различными, но и очень отличались по важности. Однако в том и другом случае сердце было полностью открыто Богу и имела место полная покорность, когда воля Бога известна.
Публично явленное наказание Бога
Грех Давида был чрезвычайно велик, однако мы можем ясно видеть в нем драгоценное дело Духа. Приведенный в замешательство простой верностью Урии, Давид не может избежать руки Бога! Давид прощен, ибо он исповедал свой грех; однако, что касается управления Бога, Он являет себя непреклонным, и хотя Он щадит царя Давида (ибо тот заслуживал смерти), тем не менее объявляет ему, что меч никогда не отступит от его дома. Подобное мы видим и в отношении неверности Иакова. Наказание Давида также соответствует его грехам (сравните стихи 10, 12 главы 12 с историей Авессалома). Что касается чувств Давида, то наказание состояло в смерти его младенца, — наказание, которое он глубоко прочувствовал, и в том, что произошло, было явлено публичное управление Бога согласно Его слову «пред всем Израилем и пред солнцем».
Суд над аммонитянами
Возможно, что аммонитяне заслуживали сурового наказания и что именно тогда настало время свершить суд над ними. Они были дерзкими врагами царя, поставленного Богом, который на деле доказал свое доброе отношение к ним. Однако, что касается его личного состояния, я не уверен, что Давид точно так обошелся бы со своими врагами в то время, когда он шел по узкому пути веры. Как прообраз, этот суд напоминает о праведном суде Мессии и об ужасных последствиях, которые ждут презирающих и оскорбляющих Его даже в Его славе. Из этого мы также узнаем, что когда народ созревает для суда, Бог обрушивает его на него, даже если другие стараются действовать в благодати.
Горькие и печальные плоды греха
Когда Давид выявил, что он забыл Бога и удалился от своей полной зависимости от Него, несчастья не замедлили обрушиться на его дом. Он увеличил число своих жен [5,13]. Корень горечи пустил ростки и принес горькие плоды.
Хотя в основном сердце Давида было правым перед Богом и благочестие, признававшее Бога, было глубоким, тем не менее, вследствие благословений, которыми Бог одарил его, однажды сойдя с пути смиренной покорности, порожденной верою и осознанием присутствия Бога, он делает горьким остаток своих дней, следуя своей собственной воле посреди этих благословений. В его доме появляется грех [13,14], гнев из-за этого греха [13,22], непостоянство, вызванное пристрастием к Авессалому [13,39]. И на сцене появляется Иоав, он всегда появляется в тот момент, когда возникают интриги и снова имеет место нечестие. Это все, что необходимо сказать о печальной истории Амнона и Авессалома.