Синопсис Д.Н. Дарби

Поклонение, являющееся результатом обладания землей

Для завершения этого непрерывного ряда постановлений нам представлена (в главе 26) прекрасная сцена поклонения, являющегося результатом обладания землей согласно намерениям Бога, — сцена, которая также полна наставлений для нас.

Прежде всего мы видим здесь главную тему Второзакония, представленную как и повсюду в этой книге: израильтяне вступают во владение землей, которую Бог отдал им в наследие.

Однако, что касается поклонения, то оно здесь не рассматривается в свете приближения к Богу во святилище через жертвоприношения, которые, подразумевая наличие греха, открывали народу путь в присутствие Сущего. Этим характеризуется вся книга. Раньше рассматривался вопрос, могут ли они, или насколько далеко они могут, или насколько близко могут они или их священники приблизиться к Сущему в святилище Его святости. Второзаконие же, признавая их прежнее состояние, представляет праздничное наслаждение результатами обетований только как приходящее от Сущего, и сами израильтяне отождествляются с Сущим (то же самое в главах 12 и 14)[16]. Они наслаждаются обетованным и являются как поклонники, воздавая благодарность как те, кто имеет это наслаждение. Принося первые плоды земли обетованной, они должны были взойти на то место, где Господь поместил свое имя.

Каким же был дух этого поклонения?

Признание верности Бога

Во-первых, оно было основано на открытом исповедании того, что народ полностью наслаждается результатами обетования Бога. «Сегодня исповедую пред Сущим, что я вошел в ту землю, которую Сущий клялся отцам нашим дать нам». Это первая характерная черта такого поклонения — истинное исповедание обладания результатом обетования. Это было признанием верности Бога в нынешнем общении с Его благостью. Вслед за этим представлялось приношение [ст. 4].

Исповедание прошлой нищеты и искупления, совершенного Сущим

Затем в присутствии Сущего поклоняющийся исповедовал искупление и избавление народа. Его отец был сирийцем [арамеянином], находившимся на грани гибели [и так в оригинале (евр. абад, о которого происходит слово Аваддон, погибель, Откр. 9,11), в рус. «странствующим»], и впоследствии, когда его дети, угнетаемые египтянами, возопили к Сущему, Сущий услышал, и избавил их рукою простертою, и, явив свое могущество, ввел их в землю, которой они теперь обладают.

Представление первых плодов Божьих благословений как признание в них Бога

Итак, второй характерной чертой их поклонения является исповедание того, какова была их нищета, их беспомощность в прошлом, и того, что их искупление было совершено единственно Сущим, которому они были обязаны за все эти благословения. Вслед за этим поклонник напрямую обращался к Сущему, преподнося Ему первые плоды этих благословений. Это являлось признанием Бога в этих благословениях (неизменный результат дела Бога в сердце) и единственным способом истинного наслаждения ими; ибо Божьи благословения отвращают сердце от Него, если их первый результат не поворачивает его к Нему. Такова история Израиля и тысячу раз, увы, в деталях жизни история наших собственных сердец. Благочестивое сердце признает самого Бога в благословении прежде наслаждения им. Смотрите прекрасный пример поведения Елиезера, слуги Авраама, посланного найти жену Иссааку.

Веселье с Богом в посвящении в чистоте

После этого сказано: «И ты будешь веселиться о всех благах, которые Господь, Бог твой, дал тебе». Они должны были наслаждаться ими с Богом, и, следовательно, заметьте здесь, что в этой радости в то же время проявляется дух благодати: «...ты и левит и пришелец, который будет у тебя». Невозможно истинно радоваться в благословении Бога перед Ним, не являя духа благодати, не отвечая благословением на проклятия, зная, что мы призваны наследовать Его благословение. Та же самая истина вновь обнаруживается в десятинах третьего года, отдаваемых нищим, левитам, пришельцам и т. д. соответственно тому духу, о котором мы только что говорили.

Другой характерной чертой состояния сердца истинного поклонника была святость в посвящении Сущему с прямотой сердца — то, чем Ему были обязаны согласно благодати [ст. 14]. Его нельзя было обкрадывать ни в чем, присваивая это себе, ничто не должно было быть осквернено присвоением себе — для грязного или своекорыстного использования. Словом, совесть, в отношении посвящения Сущему, была доброй, что касается вещей, посредством которых поклоняющийся признавал Его истинным и единственным Творцом всех благословений [ст. 13]. И если Сущий был Творцом их, то верующий в общении с Ним, признавая Его, наслаждался в духе святости, посвящения Ему и в духе благости и благодати, которые были в Нем по отношению к Его бедным и покинутым. Снова и снова в этом отрывке нам представлен характер Бога, и Его имя упоминается в том, что признается находящимся в общении с Его народом; если они на это не обращали внимания, народ был виновным и нечистым вследствие того, что они обесчестили имя Сущего. Это посвящение в чистоте Богу и это выражение Его благости особенно прекрасны. Далее следует мольба о благословении Бога [ст. 15], который заботился обо всем своем народе, — благословения не только для себя, но и для всего Израиля, для земли, являвшейся доказательством верности Бога и богатств Его благости.

Резюме 26-й главы, передающей дух этой книги

Эта глава имеет большое значение и является своего рода подытоживанием духа всего Второзакония — последняя глава главной части его содержания. В ней говорится не об обещаниях, данных Аврааму, Исааку и т. д.; она ведет историю Израиля от того момента, когда Иаков, арамеянин, близкий к гибели, сошел в Египет. Угнетаемые в Египте, израильтяне возопили к Богу своих отцов, в историческом плане известном под этим именем (а не как Бог обетований). Они были избавлены из Египта с великими знамениями, и Сущий ввел их в эту добрую землю, где они находятся теперь, и они приносят первые плоды земли, которую Сущий дал им. Это стало признанием того, что они обладают благословениями в земле, данной Сущим по благодати. В этом заключалось их поклонение, и они, и левиты, и пришельцы вместе веселились там обо всех тех благах, которые Сущий дал им. Таким же образом они поступали, когда отдавали левиту, пришельцу, сироте и вдове десятины третьего года, которые они ели в своих жилищах. Тем самым они свидетельствовали о своей чистоте и праведности, не происходило никакого осквернения, а только полное послушание данным им повелениям; и вслед за этим призыв к Богу, чтобы Он благословил народ и землю. Земля была взята, ее первые плоды принесены Сущему; затем наступает веселье обо всех благах, которые дал Господь; затем общение в благодати со всеми нуждающимися каждый третий год, и при этом в качестве свидетельства чистоты путей тщательность в исполнении этого и послушание, и таким образом ожидание благословения. Это картина истинного состояния народа, пребывающего с Сущим, причем в земле, ходящего в честности, не забывающего о нуждающихся, чтобы благословение могло пребывать на них, и на этом основании они теперь вступают в завет с Сущим, чтобы владеть и наслаждаться землей в послушании и чтобы Он полностью благословил и возвысил их.

Итак, это поклонение связывало народ с Богом в общении с тем, чем Он был; то есть связывало в поклонении посредством того, что они признавали, чем Он был, и свидетельствовали об этом. Таким образом, согласно заповедям Сущего, рассматриваемым в качестве условия таких отношений, Бог в тот день признавал народ, а народ признавал Сущего своим Богом [ст. 16-18]. Это завершает учение данной книги.