Синопсис Д.Н. Дарби

Иосиф как наследник в Ханаане

В заключение, в главе 48, помимо пророческого характера — важного в истории Израиля — мы видим Иосифа как наследника (ему дан двойной удел, выделяемый у иудеев старшему сыну, наследнику отца, см. 1Хрон. 5,1-2), и не просто как наследника, но как наследника в Ханаане, наследника Иакова, там, где умерла Рахиль, то есть там, где Израиль, как возлюбленный Богом иудейский народ, пал и сошел со сцены. Здесь также все упорядочено не согласно природе, но согласно намерениям и советам Бога: Иосиф в своих детях обладает как наследник уделом, взятым силой из рук врага, ибо Иосиф после его отвержения всегда символизирует прославленного Христа и, следовательно, наследника мира.

Залог Израилю их восстановления в земле и терпение Бога по отношению ко злу

Затем мы видим удел детей Иакова, и два факта: погребение Иакова и заповедь относительно костей Иосифа даны как надежный залог того, что земля обетования будет возвращена Израилю, оставленному согласно тому, что было сказано Аврааму, и, как могло показаться, забытому в чужой стране, в то время как терпение Бога еще выносило нечестие амореев. Бог поражает только тогда, когда уже невозможно более терпеть зло (гл. 49 и 50).

Отметьте, как прекрасна благодать в Иосифе (гл. 45,7.8 и 50,17.19.20).

Различия между пророческими благословениями Иакова и Моисея

Мне кажется, что разница между пророчествами Иакова и Моисея, относящимися к двенадцати коленам, заключается в следующем. Первое говорит прежде всего об ответственности родоначальников этих колен, таких как Рувим, Симеон и Левий, и, во-вторых, о намерениях Бога, которые выдвигают вперед Иуду (ствол, из которого происходит Господь, что касается царской власти) и Иосифа (символ Христа как Назарянина, отделенного от своих братьев и впоследствии возвеличенного). Другие дети Иакова (если исключить то, что касается Вениамина, который грабит с силою) изображают общий характер положения и поведения колен Израиля. Дан символизирует его злобу и даже его характер изменника. Можно добавить, что кроме царского положения Иуды, сохраняемого как определенное колено до прихода Христа, до конца пророчества об Иссахаре представлена печальная история Израиля в его ответственности и то, что произошло с ним. Дан добавляет к этому изменническую неверность, так как действительно он является основателем, можно сказать, колена идолопоклонников. Это направляет взгляд веры Иакова на ожидание от Бога спасения, и входит благодать. Все последующее является благословением, и Христос — пастырь и камень Израиля. Пророчество Моисея в конце Второзакония, произнесенное в момент, когда Израиль покидает пустыню, скорее дает обзор его истории с точки зрения его вхождения в землю Ханаана. Священство и народ являются двумя наиболее значимыми вопросами, хотя сила и особое благословение даются Иуде [Втор. 33,7] .

Нравственный характер и падение Израиля и намерения Бога

Я дополню это пророческое благословение несколькими деталями, надеясь сделать его более понятным. В коленах мы можем отметить ответственность и будущее Израиля как первенца по природе. Рувим представляет Израиля в этом характере. Симеон и Левий, идущие после него и желающие сохранить свое право плотской силой, не лучше. Затем мы видим намерение Бога относительно царя и всего царского колена до пришествия Христа, которому будет принадлежать собирание народов. Иосиф и Вениамин появляются в конце: Иосиф представляет Христа лично прославленного, Вениамин — Христа, приходящего в суде на землю. Иосиф представляет Христа лично, отделенного от своих братьев [в рус. «избранного между братьями», 49,26], прославленного и благословенного как наследника всех средств Бога. Перед этим говорится о Дане: хотя и он признан как колено (и таким образом Израиль в нем), осуществляющее суд, однако он показывает нам отступничество и власть сатаны в Израиле, побуждая остаток направить взор за пределы удела народа, неверного во всех отношениях, к Тому, кто есть спасение. «Твоего спасения ожидаю, О Сущий!» [49,18].

Спасение придет посредством истинного Иосифа

Я склонен думать, как уже отмечено, что в других коленах виден отчетливый контраст между состоянием угнетенного Израиля и тем состоянием, когда Христос, принимая в полноте характер Иосифа в славе, ответит на веру остатка, выраженную в стихе 18 и ниже. Таким образом, в этих характерах колен нам представлена вся история Израиля. Иуда и Иосиф уже были отмечены и выделены в истории: Иуда как поручившийся за Вениамина и связанный с ним, а Иосиф — во всей своей истории. Таким образом, после Иуды в Завулоне и Иссахаре мы видим Израиль, смешанный с миром [49,13], занятый в его водах поиском выгоды и превратившийся в раба этой выгоды ради покоя [49,15], но все это заканчивается Даном и отступничеством [49,17], так что остаток, в духе пророчества, ожидает спасения, которое должно прийти к ним посредством истинного Иосифа [49,18]. Все является преуспеванием для тех, кто ожидает этого спасения. Прежде побежденный, он в конце концов оказывается победителем [49,19]. Его хлеба тучны и производят царские лакомства в своей собственной стране, он не ищет их в смешении с миром и в подчинении ему [49,20]. Неффалим — в свободе Бога, он исполнен благими словами [в англ. стих 49,21 переведен: «Неффалим — лань, отпущенная на свободу, он изрекает благие слова»]. В Иосифе и в Вениамине мы видим венец всех благословений в двойном характере Христа — небесного Наследника всего, а также власть и силу на земле, подчиняющие все.

Итак, вся последовательность выглядит так: Рувим, Симеон и Левий представляют собой нравственное состояние и падение ответственного Израиля. Как всегда, здесь можно видеть развращение и насилие — таков человек. Затем намерение Бога в Иуде. Он остается до тех пор, пока не придет Шило [место покоя, мир; в рус. Примиритель], которому принадлежит собирание народов [так может быть переведен конец стиха 49,10], но когда Он пришел в Иудею, то был отвергнут, и не произошло никакого собирания: «красота» и «узы» были переломлены (Зах. 11).

Избавление и благословение через Христа как некогда отделенного, а сейчас прославленного Человека

Далее, когда состояние Израиля становится таким, возникают взаимоотношения с народами (которые, если не происходят в силе Господа, приводят лишь к развращению) [49,13], подчинение их ярму ради покоя и преуспевания [49,15] и, наконец, отступничество [49,17]; однако он по-прежнему признается народом; и тогда остаток обращает взоры к единственному источнику избавления и ожидает не добра в Израиле, но спасения со стороны Сущего Бога. Вслед за этим — избавление и благословение Израиля; и наконец (то, что мы уже однажды видели в качестве двойного характера Христа: отделенный от своих братьев[30], а затем прославленный), Иосиф представлен нам как прославленный небесный человек, которому вверено все, и Вениамин — как Господь, побеждающий все на земле.

Прошлая и будущая история Израиля в пророческих благословениях Иакова

В целом, я думаю, что эта глава знакомит нас с полной историей Израиля следующим образом: во-первых, его падение: Рувим, Симеон и Левий, развращение и насилие, как мы это уже отмечали. Затем Иуда, намерение Бога в своем народе, связанного с царским стволом и Шило. Это достаточно ясно: «Ему будет принадлежать собирание народов» (стих 10). Затем в Завулоне и Иссахаре показано их смешение с язычниками и подчинение им ради выгоды и процветания. Дан выражает вероломство сатанинской силы, тогда как вера ожидает спасения от Господа. Гад, Асир, Неффалим, затем Иосиф и Вениамин — плод и сила этого спасения, когда Пастырь, Камень Израиля, тоже будет здесь, когда процветание Израиля будет литься через край, когда ему будет принадлежать власть победителя.

Страх Бога, проявленный Иосифом, — истинное основание силы и благословения

В личном плане страх Бога был у Иосифа от начала и до конца, это принцип непреходящего значения и истинное основание силы. Какой бы ни была его слава, он не забывает Ханаана и земли обетования — он хотел, чтобы его кости были перенесены туда; также и Христос не забывает. Когда Израиль почил, Иосиф прощает своим братьям причиненное зло и питает их от своего обилия. Так это и у Христа: Он выше причиненного зла и справедливого страха тех, кто отверг Его. Он благословит Израиль из своих собственных хранилищ небесной славы. Так пусть же Господь поторопит исполнение этого в свое время!