Числа. Глава 10
Серебряные трубы
В главе 10 говорится о серебряных трубах, которые служили для созыва народа, также как для отправления стана, но которые имели и другое применение. Они являлись публичным свидетельством Бога, и использовались для двух главных целей: собрать народ и отправить его в путь. Также и на практике: свидетельство Бога собирает Его народ вокруг Него и побуждает его идти вперед. Свидетельство Бога было знаком Его вмешательства, в то же время свидетельство должно было иметь своим результатом это вмешательство. Священники, которые должны были в общении со своим главой пребывать в тесной близости с мыслями Бога, трубили трубами, когда это было нужно.
Все, таким образом, делалось согласно общению с Богом в Его святилище. После того как народ был введен в землю, если случалась война, священники трубили тревогу; они без страха возвещали свидетельство Бога, и тогда Бог вспоминал о своем народе и вмешивался. То же самое верно и в отношении нас: мы никогда не должны страшиться атак врага, но, вместо того чтобы бояться, давайте будем воздавать верное свидетельство, в ответ на которое Бог обещал вмешаться в силе. Не будем же ни в каких ситуациях бояться наших противников.
Трубами пользовались также во время торжественных праздников, ибо свидетельствовать и вспоминать о Боге является радостью Его собранного народа. Таким образом, весь народ в национальном единстве и порядке был собран как стан, где пребывал Бог, и они должны были идти в этом же порядке. Все было завершено в отношении упорядочения народа и служения Сущему.
Порядок при передвижении
Наконец, народ призывается сделать свой первый переход. Порядок, которому следовали во время передвижения, отличается от предписанного ранее тем, что скинию вместе с ее завесами несли за тремя первыми коленами, чтобы она была установлена для принятия ковчега, который следовал за второй группой из трех колен. Однако это было лишь деталью в расположении, чтобы все было готово, когда прибудет ковчег. Но, кроме того, Бог являет себя замечательным образом в благодати, вне всего предписанного Им порядка (2,17), ибо фактически сам ковчег идет впереди стана (стих 33). Моисей попросил сына пустыни быть им вместо глаз, но когда человек не делает этого, Бог берет это на себя. Бог оставляет место, которое Он занял посреди колен, чтобы, если можно так выразиться, они там заботились о Нем и почитали Его, и становится в некотором роде их слугой, ища место, где они могли бы отдохнуть на этом незнакомом пути, в пустыне, где нет дорог.
Место покоя в пустыне
Это был не покой Ханаана, но место в пустыне, когда Сущий прошел трехдневный путь, чтобы усмотреть место отдыха для Израиля. Прекрасная картина нежной и драгоценной благодати Господа, который, если Он отправил нас пересечь пустыню для нашего блага, не может не находиться там с нами и который в своей заботе, выводя своих овец [Иоан. 10,4], идет перед ними и утешает их своей любовью. Могущественный Проводник своего народа во время пути, Он является их славой и их радостью, когда Он приходит, чтобы иметь покой посреди них!
Это завершает описание божественно установленного порядка стана и благодати, которая вела их через пустыню. Сравните Пс. 132,8, где Бог в конце истории Израиля (предвидение Давида) встает к своему покою. Псалом 68 показывает вмешательство Бога для установления покоя.