Синопсис Д.Н. Дарби

Чистота стана как Божьего жилища при его прохождении через мир

Продолжим рассмотрение книги. Глава 5 раскрывает три вещи в связи с чистотой стана, рассматриваемого как жилище Бога, и в связи с нашим странствованием по пустыне, что является основной темой книги Чисел, — странствованием, в котором все подвергается испытанию и в котором присутствие среди нас Бога, неоскорбленного, является нашей единственной защитой, нашей силой и нашим руководством.

Осквернение удалено, несправедливость исправлена, ревность испытана

Всякое осквернение должно быть устранено.

Бог узнавал о несправедливости, причиненной брату в пути. Если это всегда верно, то еще более верно, когда это применить к несправедливости по отношению к Тому, кто не стыдится называть нас своими братьями. Когда возмещение не могло быть сделано человеку, понесшему ущерб, или его близкому родственнику, оно должно было быть сделано Богу в лице священника, помимо приношения за грех. В стане Бога не могла совершаться несправедливость без возмещения причиненного ущерба.

Затем рассматривается вопрос о ревности. Если верность Израиля, церкви или отдельной личности по отношению к Богу или к Христу ставится под сомнение, ее следовало подвергнуть испытанию. Земля на полу скинии (стих 17), как мне кажется, символизирует силу смерти в присутствии Бога, роковой для природного человека, но драгоценной, как смерть греха, для того, кто имеет жизнь. Вода представляет собой силу Святого Духа, воздействующего посредством Слова на совесть.

Неверность, выявленная и судимая Духом Бога

Сила Святого Духа, судящего таким образом (согласно приговору смерти против плоти) состояние неверности, которое считали скрытым от истинного мужа народа, обнаруживает грех и навлекает наказание и проклятие на неверного, причем это происходит явным образом посредством справедливого суда Бога. Пить смерть согласно силе Духа — это жизнь для души. «Этим люди живут, — сказал Езекия, — и во всем этом жизнь моего духа» [Ис. 38,16], даже тогда, когда это является следствием наказания, хотя и не обязательно, чтобы это было именно так. Но если сокрыто что-либо из того, что запрещено, если есть неверность по отношению к Иисусу, которую, возможно, человек даже не заметил и которую Бог подвергает испытанию, если мы допустили, что нас соблазнил тот, у кого сила смерти; и святая сила Бога занимается смертью и приходит, чтобы иметь дело с этой силой врага, — скрытое зло выявляется, затрагивается плоть, ее испорченность и ее бессилие делаются явными, какой бы прекрасной она внешне ни выглядела. Но если мы свободны от неверности, то результат испытания лишь отрицателен; оно показывает, что Дух святости не находит ничего для суда, когда Он применяет смерть согласно святости Бога.

Приношение, показывающее суд Бога над нашими путями

В приношении без какого-либо елея и благовония женщина предстает перед Богом согласно суду Бога, явленному против греха, в Его святости и величии, когда Христос был сделан грехом за нас. Исповеданный грех никогда не имеет таких последствий, потому что совесть очищается от него Христом. Неверность, о которой здесь говорится, — это неверность сердца Израиля или неверность церкви по отношению к Христу. Все это относится не к принятию верующего или Церкви с точки зрения праведности [во франц. «оправдания»] (об этом говорится, когда речь идет о приближении к Богу), а к суду над нашим хождением при прохождении через пустыню, поскольку Бог посреди нас.

Неверность в сердце

Для церкви было бы правильным взвесить то, до какой степени она отдала себя другому. Конечно, среди ее членов есть такие, которые не сделали этого в своем сердце. Если бы Христос не выявлял беззакония, добиваясь при этом его осуждения, то Он, так сказать, отождествился бы с беззаконием своей невесты и, таким образом, был бы осквернен этим (стих 31). Поэтому, несомненно, Он будет это делать. То, что здесь говорится о церкви, может быть в равной степени сказано о каждом из ее членов, но мы повторяем, что в данном случае речь идет о хождении здесь на земле, а не о спасении, так как хождение в пустыне является темой всей этой книги[6].

Заметим также, что отдельная душа или церковь может в других отношениях выказать необычайные рвение и преданность, которые никоим образом не имеют недостатка в искренности, и в то же время впадать в грех, который она до некоторой степени скрывает от самой себя; но ничем нельзя возместить неверность своему мужу.