Осия. Глава 1
Жена и дети Осии — знамения мятежа Израиля и суда Бога
Первые три главы составляют первую часть, или откровения о намерениях Бога в отношении Израиля. С самого начала Израиль рассматривается находящимся в состоянии мятежа против Бога. Пророк должен соединиться с испорченной женщиной (пророческий образ, я не сомневаюсь), поведение которой выражало поведение народа. Сын, которого она родила, является знамением (через имя, которое пророк должен дать ему) суда Бога над домом Ииуя и над царством Израиля, которое должно прекратить свое существование. Действительно, после исчезновения рода Ииуя, хотя и было несколько царей, все находилось в беспорядке в царстве Израиля — царство было погибшим. Очевидно, что хотя усердие Ииуя в искоренении идолопоклонства было энергичным, так что в своем внешнем управлении Бог мог одобрить и наградить его (и в качестве свидетельства должен был так сделать), однако мотивы, руководившие им, были далеко не чистые. Бог, следовательно, в то время, как в своем управлении Он благословляет Ииуя, являет здесь, где Он открывает свои мысли и свою истинную оценку труда, что Он судит праведно и свято и что то, что человек вносит от своих амбиций, жестокости и даже от этого лживого усердия, которое является лишь лицемерием, скрывающим удовлетворение собственной воли под именем усердия для Сущего, — словом, все, исходящее от эгоизма, не скрыто от Его глаз и находит свое справедливое воздаяние, тем более что оно прикрывается великим именем Сущего.
Изреель, будучи ранее свидетелем исполнения суда Бога над домом Ахава, сейчас будет свидетелем разрушения всего Израиля.
Затем у женщины, которую взял пророк, рождается дочь. Бог повелевает пророку назвать ее Ло-рухама (то есть «Нет больше милости»). Суд над Израилем не только свершился, но, будучи отделен от суверенной благодати, — осуществление которой было отложено на последние дни, — этот суд был окончательным. Нет больше места для долготерпения Бога к царству Израиля. Иудея должна быть еще сохранена властью Бога.
Второй сын назван Ло-амми (то есть «Не мой народ»), ибо сейчас Сущий больше не признавал народ своим. Иудея, которая какое-то время сохраняла это положение, хотя десять колен были потеряны, в итоге из-за своей неверности ввергла весь народ в ужасный суд, состоявший в том, что они больше не являются народом Бога, а Сущий больше не есть их Бог.
Суверенная благодать Бога по отношению к Израилю и язычникам
Бог, таким образом провозгласив кратко, но ясно суд народу, сразу же с такой же ясностью говорит о своей суверенной благодати по отношению к ним. «Но, — говорит Он устами пророка, — будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить». Однако эта благодать открывает дверь другим, помимо иудеев. "И там, где говорили им: «вы не Мой народ», там они будут названы: «сыны Бога живого»"[2]. Применение этого отрывка к язычникам утверждается апостолом Павлом в Рим. 9,24-26, где он цитирует конец главы 2 изучаемого нами пророчества, как выражающий благодать к иудеям, а стих, который мы теперь рассматриваем, — милость к язычникам; в то время как Петр (1Петр. 2,10), который пишет только к обращенным иудеям, цитирует только конец главы 2. Несомненно, иудеи в последние дни войдут согласно этому принципу, но Святой Дух говорит здесь так (как это Он сделал во множестве отрывков, цитируемых апостолом), чтобы приспособить сказанное Им к принятию язычников, когда придет время, которое Бог предвидел. Однако здесь Он идет дальше и объявляет о возвращении детей Иуды и десяти колен, воссоединенных и подчиненных одному главе в великий день семени Бога[3]. Сказано: «Они поднимутся из земли». Предполагают, что это подразумевало их возвращение из чужой земли, но я думаю, что это означает скорее, что они все взойдут в Иерусалим как один народ в свои торжественные праздники.
Таким образом, суд над развращенным и неверным народом и благодать к язычникам, а затем и к Израилю как народу очень ясно провозглашены в словах, которые, хотя их и немного, охватывают все стороны путей Бога.