Псалмы. Псалом 31
Жалобы и упования остатка
Псалом 31 является подтверждением того, как Иисус мог употребить благочестивые и святые изречения псалма и действительно пройти через все в духе, без буквального применения к Нему этого псалма. Здесь мы находим выражение, которое Он употребил: «В Твою руку предаю дух Мой», которое было истинно в самом полном смысле в отношении Его. Но псалом продолжает: «Ты искупил меня [в рус. избавлял], о Сущий, Боже истины», в то время как Он добавил «Отец!» (Лук. 23,46). Хотя я не сомневаюсь, что в то время Его дух вновь вернулся к наслаждению божественным благоволением, однако слова «Ты искупил меня» нельзя применить к Нему[38].
Таким образом, весь этот псалом (если не говорить о Давиде) является жалобой и выражением доверия остатка. Здесь связываются два принципа, доверие и праведность; остаток ищет руководства Сущего ради Его имени и он ждет избавления, будучи окружен врагами. Благочестивый призывал Сущего. О Его имени шла речь. На Его благость, отложенную для тех, кто уповал на него, он рассчитывал; причем рассчитывал среди жизни «истощившейся в печали и в стенаниях» [ст. 10]. Горе угнетало его, сила покидала его. Он находится в испытании за свою верность, но его соседи и знакомые покинули его, и они забыли его как мертвого. Таким будет положение остатка, и мне не нужно говорить, как истинно Христос разделил его. Но время избавления и всего того, что должны будут перенести когда-либо святые, и через что они пройдут, находится в руках Бога, а не в руках врага, какова бы ни была его ярость [ст. 15]. Посреди его бедствий Сущий знал душу верного, ибо он ходит перед Ним в осознании своих отношений завета с Ним. Присутствие Сущего является скинией и местом убежища для него. В беспокойстве своего духа благочестивый посчитал себя отсеченным от Его глаз, но когда он воззвал, Сущий услышал (ст. 22). Посреди ярости его врагов он взывал к Сущему как к своему Богу (ст. 13, 14). Сейчас, в двух последних стихах, он прославляет благословенный результат и ободряет святых и всех тех, кто уповает на Сущего. В каких бы бедствиях они ни находились, Сущий помогает верным и судит гордых.
Псалом 31 — выражение Духа Христа, хотя Его собственные отношения как Сына были другими
Это в определенном смысле завершает и суммирует связанное с опытом выражение состояния остатка, предоставленное Духом, и полностью раскрывает это состояние. В следующем псалме говорится о прощении в благодати. Затем мы увидим более ясное понимание и более объективное доверие перед лицом суда всего вокруг, пока мы не дойдем до псалмов 38 и 39, которые имеют свой особый характер. Несомненно, избавление еще не наступило; но чувства, выраженные в этом псалме, являются скорее выражением благоволения в свете, чем выражением доверия из глубины бедствия. Каждый читатель, наставленный Богом, заметит насколько Псалом 31 является совершенным выражением Духа Христа, и однако личные отношения Христа с Богом были совсем иными. Он был Сыном и, умирая, передает свой дух своему Отцу, а не Сущему, чтобы быть сохраненным от смерти; и как мы уже отметили в предисловии, Он молится за своих врагов, которые распяли Его, вместо того чтобы требовать отмщения им. Здесь требование Его Духа в остатке соответствует Его мыслям в тот день, в то время как у Него лично это должно было быть по-другому, ибо Он пришел в благодати и отдавал свою жизнь в искупление за Израиль и за многих; именно поэтому Он проходит через все в совершенстве со своим Отцом в Гефсимании и предает себя на смерть, потому что такова была воля Его Отца. Однако, что касается страдания и испытания, Он прошел через все, и пророческий Дух в Псалмах выражает в грозных словах то, что, несомненно, будет осуществлено в конце как следствие нечестивой враждебности иудеев и также язычников. Выражения, которые Он здесь использует, станут живыми требованиями в устах остатка, для которого эти суды будут являться единственным и необходимым избавлением.
Христос просил жизни, и она была дана Ему в воскресении и славе, как показывает Пс. 21,4; но не в том, как мы знаем, что Он был пощажен здесь на земле. При совершении искупления путь жизни для Него проходил через смерть, хотя Он не мог быть удержан ею [Деян. 2,24]. Таким образом, в духе Христос разделил все страдания остатка. Буквальное применение в мыслях автора относилось к его собственным чувствам, а пророчески — к благочестивому остатку в последние дни. Слово, переведенное как «грехи» в стихе 10, должно быть переведено, я не сомневаюсь, — «горе» [значение этого еврейского слова «нечестие, вина, наказание»]. Но полнота различных мотивов и чувств, собранных вместе в этом псалме, требует еще нескольких кратких замечаний. Я уже отмечал, что мы встречаем здесь собранные вместе две основы, так часто упоминаемые: доверие Богу — основание просьб верного, и затем праведность, как мотив, на котором базируется доверие. Любовь к имени Сущего является дополнительным (ст. 3). В стихе 6 мы видим полное порицание «почитателей суетных идолов». В стихе 7 доброта Сущего признана милостью. Он узнал горесть души верующего в бедствиях — сладкая мысль, каким бы мрачным ни было иногда страдание. И избавление было даровано (ст. 8). Стих 9 является выражением его страданий, достигших своей вершины. Первые восемь стихов образуют своего рода предисловие общих принципов, но теперь тяжесть его настоящего положения давит на него. Он был поруганием для своих врагов, особенно для своих соседей, — страхом для своих знакомым; он — бедный, презираемый, и однако ненавидимый и отвергнутый. Это удел божественного характера, самого Бога — быть и тем, и другим. Человек оставляет без внимания презираемого, но он никогда не оставит без внимания Бога или то, что от Него[39]. Человек унизит Бога, если Он унизит себя (он сделает то же самое по отношению к тем, кто принадлежит Ему), но одновременно он будет бояться Бога и ненавидеть Его. Он забыт и несмотря на это презираем и оклеветан, окружен врагами, которые составляют заговор, чтобы отнять его жизнь. Таким образом, стихи 9-13 изображают положение, которое Дух Христа, или сам Христос, занимает в мире.
Самая поразительная картина изображена в стихе 14. Он доверяется Сущему! Все, что должно случиться с ним, в конце концов, в Его руках! Затем представлен другой мотив: «Я к Тебе взываю» (ст. 17). Лживые же уста должны онеметь (ст. 18). Есть вера в благость Бога, отложенную для святых, и их убежище в Боге в день злой (ст. 20). Стих 21 восхваляет верность Сущего. Стихи 23, 24 ободряют этим святых. Таким образом, здесь чудесно собраны все мольбы верного посреди беспримерных бедствий. Все эти последние псалмы, которые мы только что рассмотрели, являются выражением чувств Израиля под давлением горя и в поисках избавления от него; и фактически это то, что произойдет с Израилем.